Get Adobe Flash player
    Харьков

    Университетская улица (улица Свободной Академии)


    Университетская улица. 2013 год.

    В начальный период существования харьковской крепости улица, ставшая впоследствии Университетской, была значительно короче и располагалась между нынешними площадью Розы Люксембург и Спартаковским переулком. Фактически это было продолжение пути от ворот расположенной на юге харьковской крепости Чугуевской проездной башни дальше внутри укрепленной части города - согласно планировке внутренняя часть крепости разделялась этой проходящей с юга на север осью на западную и восточную части, примерно равные по площади. В начале XVIII века в связи с расширением крепости улица выросла в северном направлении до Бурсацкого спуска.

    Благодаря исторически сложившемуся центральному расположению улицы на ней размещались многие городские административные и общественные здания - дворец губернатора, дворец вице-губернатора, городской магистрат, присутственные места, Успенский собор, Покровский монастырь.

    Значительным событием в жизни города явилось открытие на территории Покровского монастыря Харьковского коллегиума. По воспоминаниям ученика коллегиума Топчиева, колокол расположенных на башне коллегиума часов, возвещавших о начале и конце занятий, был необыкновенно звонок и его слышали на всех окраинах тогдашнего Харькова. В то время подворье коллегиума являлось самой оживленной частью города.

    По этой улице харьковчане направлялись в построенный рядом с губернаторским дворцом первый городской театр.

    Возможно, благодаря такой популярности этой улицы у горожан выбор места для размещения создаваемого Харьковского университета был сделан именно в ее пользу: на основании указа Александра I от 24 января 1803 года распоряжением министра внутренних дел для университета отводились казенные дома харьковского губернатора и вице-губернатора. Работы по перестройке предоставленного для учебного процесса дома губернатора продолжались до конца 1804 года, и 17 января 1805 года состоялось торжественное открытие университета. В связи с тем, что приглашенные иностранные преподаватели читали лекции на латинском языке, которым не владели выпускники средних учебных заведений того времени, состав первого набора студентов университета в основном был укомплектован из выпускников харьковского коллегиума, расположенного на этой же улице, неподалеку от открывшегося университета.

    Постепенно по обе стороны улицы был выстроен целый комплекс зданий Харьковского университета, что определило нынешнее название улицы и послужило определяющим фактором всего последующего развития Харькова.

    В дальнейшем по мере расширения города улица продолжилась в южном направлении к реке Харьков. До начала XIX века русло реки располагалось севернее, поэтому улица доходила только до нынешней Кооперативной улицы, заканчиваясь перед плотиной с водяной мельницей. В середине XIX века плотина была разобрана, проведены берегоукрепительные работы с одновременным переносом русла реки к югу и построен Нетеченский мост, перед которым сейчас улица заканчивается.


    Фотографии Российской империи


    В город пришла война ... (1941-1943 годы)


    Середина прошлого столетия (1950-60-е годы)


    Конец ХХ века (1970-90-е годы)



    Начало XXI века











    Фото из альбома V.Petrovicha "Харьков в разные года и сегодня"

    Из истории первого харьковского театра
    (Н.Т.Дьяченко. "Улицы и площади Харькова". Издание 2, 1964 г.)

    В 1787 году, в связи с проездом Екатерины II через Харьков, рядом с губернаторским дворцом во дворе был построен так называемый Торжественный зал, предназначенный для ее приема. Зал представлял собой обширное деревянное строение в два этажа с хорами и соединялся с дворцом при помощи галереи. В этом здании, перестроенном архитектором П. Ярославским, в 1791 году был открыт первый харьковский театр. Здание театра было довольно вместительным. В нем размещалось 12 лож, каждая на 20 мест, ряды кресел, партер, галерея. Сцена, декорации н другое оборудование театра были сделаны под руководством губернского механика Л. С. Захаржевского.

    Театр начал свою работу постановкой пьесы Я. Б. Княжнина «Неудачный примиритель, или без обеду домой еду». Зрители заполнили весь зал. Рукоплесканиям не было конца. Слух об открытии театра прокатился далеко за пределами города. Желающих посмотреть спектакли было очень много. Поэтому регулярно два раза в неделю, во вторник и пятницу, ровно в шесть часов вечера начинались театральные представлення. О том, что будет показано в театре, извещала написанная от руки афиша, прибитая к фонарному столбу напротив дворца. Перед началом спектакля и в антрактах постоянно играл оркестр казенного училища, которым дирижировал М. П. Концевич.

    В первые месяцы своей работы театр не имел постоянных артистов. Театральная труппа состояла из учеников казенного училища и чиновников Харьковского наместничества. Ввиду отсутствия в труппе актрис женские роли исполняли мужчины. Быть актрисой считалось зазорным. Об этом в своей работе "История театра в Харькове" рассказывал Г. Ф. Квитка-Основяненко.

    Прошло немного времени, и в театре появился «настоящий актер» Дмитрий Москвичев, бывший ранее сержантом Орловской губернской роты. С Москвичевым связано появление в харьковском театре первой актрисы. Женившись на дочери оседлого цыгана Лизоньке, он уговорил ее выступить на сцене. Театр подготовил русскую комическую оперу А. С. Аблесимова «Мельник - колдун, обманщик и сват», в которой молодая жена Москвичева играла роль Анюты. Первый спектакль собрал большое число зрителей. Появление Лизы на сцене вызвало бурю восторгов. Об этом событии в жизни театра Г. Ф. Квитка-Основяненко писал:
    « ... Вышла Анюта ... О Аполлон!!! Чего тут не было! Единственная женщина на сцене, очень мило, прелестно поющая, быстрым взором озирающая сидящих в креслах ... Все были в исступлении. Рукоплескания не умолкали, кошельки с червонцами и рублевками летели на сцену то справа, то слева» ...

    Интересен тот факт, что в то время артисты Харьковского театра не полностыо придерживались текста пьес и часто допускали различные вольности. Иногда это были даже значительные отступления. Так, однажды актер Москвичев, выступая в роли Мельника, запел, обращаясь к богатому xapьковскому чиновнику Сабурову:
    «Я вам, детушки, помога, у Сабурова денег много».

    Раздались рукоплескания, Сабуров захохотал, но кошелька на сцену не бросил. Желая исправить неудачу, актер обратился с таким же двустишием к богатому купцу Карпову, который в ответ лишь только покраснел. И, наконец, обращение к купцу Манухину возымело действие. На сцену полетел кошелек с деньгами. Подняв его, Москвичев манерно выступил, сделал три поклона с должным шарканьем ног и, ободренный успехом, снова вступил в роль.

    На протяжении всего времени представления театра неизменно пользовались большим успехом. В его репертуаре были комедии Княжнина - «Сбитенщик», «Хвастун», Сумарокова - «Костюм», «Скупой», Фонвизина - «Недоросль» и другие.

    В 1795 году из петербургского императорского театра в Харьков прибыл профессиональный актер Константинов, предложивший свои услуги в качестве содержателя театра. При нем Харьковский театр приобрел еще большую известность, материально окреп, улучшилось оформление спектаклей.

    Но дни существования театра были сочтены. В 1796 году в связи с десятимесячным государственным трауром, оглашенным после смерти Екатерины II, представления прекратились, а здание театра по приказу губернатора Теплова в 1797 году продали на слом за 185 рублей.

    Балаклиец Анатолий: персональный сайт © 2008 -


    Flag Counter
    МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов Яндекс.Метрика