Get Adobe Flash player
    Харьков

    Грековская улица


    Улица Грековская. 2009 год.

    Улица Грековская, являясь продолжением Университетской улицы после Нетечинского моста, начала формироваться вдоль дороги, идущей из крепости в южном направлении. Освоение земель, расположенных к югу от крепости за рекой Харьков, шло крайне медленно, из-за заболоченности местности и весенних разливов протекающей здесь реки Нетечи. Работы по осушению этой территории продолжались практически на протяжении всего времени существования города. В результате река Нетеча перестала существовать, оставив после себя название бульвара, улицы, переулка и даже участка набережной реки Харьков. Но и до сегодняшнего дня после сильного дождя или в результате быстрого таяния снега участок Грековской улицы на некоторое время погружается в воду, из-за чего проезд транспорта становится затруднен.




    На первой фотографии конца XIX века в перспективе улицы видна Воскресенская церковь,
    которая стояла на Воскресенкой площади (ныне площадь Бугримовой перед цирком).



    Местность, расположенная в южной части Харькова между левыми берегами рек Харьков, Лопань, а также речкой Нетечь, уже в XVII веке входила в пределы городской межи. В это время здесь появилась небольшая слободка, заселенная казаками Харьковского полка. Остальную территорию занимали сады и огороды горожан и луговые пустоши. В начале улицы Грековской, при пересечении с Ващенковским переулком , примерно на месте, изображенном на этих фотографиях, размещалась крайняя южная башня последнего дополнительного укрепления харьковской крепости.

    Аэрофотосъемка 1941 года Фото со спутника, 2010 год
    Начало Грековской на аэрофотоснимке 1941 г.
    и на фото со спутника сегодня

    Начинаясь сейчас возле цирка, улица пролегает по направлению трамвайной линии и затем резко, под 90 градусов, поворачивает влево, уступая место на прямой трамвайной линии Рыбасовскому переулку. Это часто вызывает у многих незнакомых с Харьковом людей трудности при необходимости найти нужный адрес по Грековской.

    Грековская улица в 1887 г.
    1887 г.

    Поворот улицы отражает историческую топографию этой местности. Вплоть до начала XX века улица сворачивала перед пустынным, незаселенным из-за неблагоприятных природных условий районом. Территория, очерченная Грековской от ее резкого поворота до нынешней улицы первой Конной армии, далее улицей первой Конной армии, прежде называвшейся Заиковской и проходившей на месте городского межевого вала, и нынешней улицей Октябрьской революции (прежнее название - Москалевская), представляла собой заболоченную местность, в которой периодически происходили разливы мелководной, но непредсказуемой реки Нетечи. Согласно путеводителю по Харькову И.А. Устинова, изданному в 1881 году, на Грековской был даже Цигаревский мост через реку Нетечу. Моста давно нет, но остался старинный Цигаревский переулок, который начинается от Грековской, скорее всего, именно в том месте, где раньше располагался забытый мост.

    Канал для упорядочивания русла Нетечи был прорыт еще в конце XVIII века, определив в дальнейшем контур Нетечинского бульвара, но уплотнение застройки этого района произошло только в конце XIX - начале XX века. Именно в это время и появился короткий отрезок Рыбасовского переулка, соединивший поворот Грековской с улицей Заиковской, названной впоследствии улицей первой Конной Армии. Вскоре на этом участке была проложена трамвайная линия.

    Грековская и станция  Северо-Донецкого вокзала на карте 1916 года Карта  района Северо-Донецкого вокзала 1941 года Аэрофотосъемка  района Северо-Донецкого вокзала 1941 года
    Расположение товарной станции Северо-Донецкой железной дороги

    В путеводителе по Харькову, изданному в 1915 году "для туристов и экскурсантов" под редакцией В.И. Талиева и Д.К. Педаева, экскурсионный маршрут № 5 по южной и восточной части города проходил по Грековской, "мимо обширной городской товарной станции Северо-Донецкой железной дороги". Такое название ранее было у нынешней пригородной железнодорожной станции "Левада". Многочисленные разветвления железнодорожных путей тянулись от станции до улицы Грековской и Ващенковского переулка, от которых были организованы подъездные пути для разгрузки товарных вагонов.

    На страничке интернет-ресурса "МедиаПорта" "Сто лет в обед" приведена заметка из харьковской газеты "Южный край" от 28.01.1911 с описанием обсуждавшихся тогда вопросов, связанных с Грековской и открытием станции Северо-Донецкой железной дороги: "Трамвайная коммиссия в последнем своем заседании признала необходимым возбудить ходатайство об изменении утвержденнаго министерством плана Грековскаго трамвая в той части, где проходит мимо Воскресенской церкви. Именно, в связи с устройством товарной станции Северо-Донецкой ж. д. усмотрено, что с того времени Сидельниковский переулок окажется трактом легкаго пассажирскаго движения, а все тяжелые товары пойдут по Грековской улице. Во избежание заграждения места вокруг церкви и предположено проложить рельсы не по обеим сторонам, а по одной восточной. Это свое предложение трамвайная коммиссия вносит 3 февраля в думу. ".

    На фрагменте карты 1942 и военнном аэрофотоснимке хорошо видно, что на територию "вокзала Северо-Донецкой железной дороги", обозначенном на месте нынешней станции "Левада", существовали проезды от улиц Грековской, Елизаветинской, Мало-Мясницкой и Ващенковского переулка. Еще в самом конце прошлого XX века товарные вагоны от станции подходили к месту поворота улицы Грековской. И уже совсем недавно, несколько лет назад, на этом обширном участке были демонтированы рельсы и железнодорожные пакгаузы, некоторые из которых были оставлены и переоборудованы под складские и производственные помещения.

    В книге В.Н. Миславского "Харьков кинематографический" сообщается о том, что в период с 1907 по 1937 годы на Грековской располагались два кинотеатра: "Современный" - Грековская, 34 и "Феникс" на Грековской, 39. Последний из упомянутых кинотеатров указан в сборнике "Весь Харьков за 1917 год" среди 14 кинотеатров, существовавших в 1917 г. в Харькове. Улица того времени более соответствовала статусу центрального района города.

    На Грековской жил И.О. Дунаевский. На фото из статьи о Дунаевском в "Комсомольской правде" показано здание на Грековской, где жила семья Дунаевских в Харькове. Оно сохранилось до нашего времени.

    Отсюда ушел на фронт харьковский поэт М. В. Кульчицкий, погибший в 1943 году под Сталинградом. На углу дома, где он жил (фото из статьи о Кульчицком в газете "Главное") , установлена мемориальная доска.

    До того, как в начале 70-х годов прошлого XX века была осуществлена пробивка проспекта Гагарина до Красношкольной набережной, улица Грековская являлась основной транспортной магистралью, связывающей южную часть города с центром. Это находило свое отражение и в том, что в дни "красных дней календаря" - 1 мая и 7 ноября - по улице в сторону центра двигались колоны работников предприятий для участия в демонстрации на центральной площади города. В связи с этим фасады домов, расположенных по маршруту движения трудящихся, два раза в год выкрашивались и приобретали праздничный вид. На фотографии Грековской 1969 года, расположенной в конце страницы, видно, что даже тротуарные бордюры по всей улице выкрашены в белый цвет. Сейчас это смотрится очень непривычно, поскольку сегодня по нынешнему облику улицы трудно поверить в то, что она начинается практически в центре города.

    Грековская улица. Конец XIX века.
    Грековская улица. 2013 год. Грековская улица. 2013 год.
    Контуры старого города

    Пересечение Грековской улицы и Нетечинского бульвара часто в буквальном смысле уходит под воду, вынуждая при этом водителей проезжающего здесь автомобильного транспорта искать объездные пути. Существует мнение, что эта проблема возникла во второй половине XX века, после комплексной реконструкции Красношкольной набережной. Расположенные вдоль набережной здания городской АТС и нового цирка, как и жилые дома - "девятиэтажки", воздвигнуты на свайных фундаментах. При их сооружении посчитали нецелесообразным заниматься такой "мелочью", как сохранение старинной подземной дренажной системы, проложенной под нынешней площадью Бугримовой и соединяющей обводной канал Нетеченского бульвара с рекой Харьков... При этом сам канал утратил свое значение инженерного геодезического сооружения, постепенно заиливаясь и превращаясь с течением времени в обычную канаву.

    Сейчас сложно найти свидетельства жителей этого района, которые помогли бы сравнить состояние проблемы затопления этой местности в первой половине XX века и сегодня. Но даже известные сведения все-же позволяют сделать определенные выводы. Во-первых, путеводитель по Харькову 1915 года издания приглашал "жителей и гостей города" в экскурсионный маршрут по Грековской. Во-вторых, как раз на углу Грековской улицы и Нетечинского бульвара в начале XX века находился кинотеатр "Современный". Ну и третье, и самое важное обстоятельство - Нетеченский бульвар после пересечения с Грековской становился заездом на территорию товарной станции Северо-Донецкой железной дороги, где, по воспоминаниям старожилов, еше до 50-х годов размещались военные склады. Трудно представить, чтобы железнодорожное, а тем более военное ведомство могло допустить хотя бы временное блокирование подъездных путей по причине их затопления во время неблагоприятных погодных условий.

    Сквер на Нетеченском бульваре, 1966 год Сквер на Нетеченском бульваре, 1966 год Сквер на Нетеченском бульваре, 1966 год Пересечение Грековской и Нетеченского бульвара, 2009 год
    Сквер на Нетеченском бульваре

    Сохранилось несколько снимков сквера на Нетеченском бульваре в месте пересечения его с Грековской, сделанных в середине XX века. Прогулки с детьми в нем были тогда обычным явлением. На одном из фото на заднем плане хорошо видна территория, еще совсем недавно занимаемая товарной станцией.

    Так что, получается, и дренажная система существовала, и работала она эффективно, и то, что этот участок улицы с завидным постоянством периодически превращается в прообраз харьковской Венеции, является уже новой "достопримечательностью" города.

    Половодье на Грековской. Когда-то эдесь разливались воды Нетечи...

    Настоящие потопы регулярно происходят и на других участках улицы. С описанием одного из них, происшедшем в июле 2010 года, можно ознакомиться в репортаже медиа-группы "Объектив". Еще о харьковских половодьях, в том числе и на Грековской, можно узнать из материала в газете "Сегодня".

    Район улицы Грековской на карте 1887 года Район улицы Грековской на карте 2012 года
    Район улицы Грековской: 125 лет спустя

    Общая протяженность улицы Грековской, которая начинается в центральной части города и заканчивается в районе промышленных предприятий, составляет почти 2 км. С районом, где сейчас заканчивается улица, также связан один малоизвестный исторический факт. Еще раз обратившись к карте 1887 года, можно увидеть, что в то время улица заканчивалась у реки Лопань, буквально упираясь в ее русло. На другой страничке уже упоминаемого ранее интернет-ресурса "МедиаПорта" "Сто лет в обед" приведена заметка в газете "Южный край" от 15 декабря 1912 года о проведении уникальных строительных работ по обустройству городских очистных сооружений в "конце улицы Грековской, у реки":"В настоящее время производится по канализации очень интересная работа, по способу ея выполнения. В конце главнаго коллектора (конец Грековской улицы, у реки) устраивается приемный резервуар для сточных вод. Бассейн размером 8x4 сажени, железо-бетонной конструкции выполняется опускным способом, в виду высокаго стояния грунтовых вод. Бассейн был забетонирован наверху, высотою в 3 сажени, и путем подрывания и выемки грунта постепенно опускается. Вес уже опущенной части бассейна – свыше 60,000 пудов; сейчас эта часть опущена на 3 сажени и бетонируется уже верхняя часть бассейна. Работы идут весьма успешно; бассейн опускается ежедневно на 15-20 сотых сажени.". На современной карте расстояние от указанного 100 лет назад в "Южном крае" участка Грековской до нынешнего русла реки Лопань составляет около километра. В статье Т.В.Тихомировой, опубликованной в 1994 году в газете "Слобода", содержится объяснение этого расхождения:"Южнее Основянской улицы река Лопань раньше делала большую петлю с расположенными на ее берегах шерстомойками. Все это вызывало застой и загрязнение реки и создавало рассадник для комаров. Для борьбы с малярией во второй половине 1920-х годов реку выпрямили, а шерстомойки были ликвидированы несколько раньше.". По-видимому, старая пойма реки, являясь низменным участком местности, и является причиной постоянных подтоплений окружающей территории.

    Трамвайное движение по улице Грековской открылось 17 июля 1911 года, через пять лет после того, как в Харькове торжественно прошел пуск первого электрического трамвая. С тех пор на протяжении прошедших 100 лет направление проложенной трамвайной линии по улице оставалось неизменным, и очень редко менялись номера маршрутов движения. В конце 2009 года прекратил свое существование маршрут № 2, который проходил по Грековской с 1914 года, практически с начала открытия движения трамваев по этой улице. Через некоторое время был изменен трамвайный маршрут № 7, который теперь не проходит по Грековской. Но тем не менее трамвайное движение на улице продолжается.


    Начало XXI века. Трамвай на Грековской, выглядит, как и сто лет назад, очень выразительно.
    Фото с сайтов
    "Харьков транспортный" и раздела "Харьковский трамвай" сайта upper.metromost

    В силу ряда причин исторически сложилось так, что развитие города в южном направлении происходило существенно медленнее по сравнению с остальными направлениями. Это одна из причин того, что Грековская улица, расположенная в южной части городского центра, практически не изменила своего облика за последнее столетие, если не учитывать ветшание и разрушение расположенных на ней домов. Хотя на протяжении многих десятилетий создавались и продолжают создаваться проекты реконструкции всего окружающего улицу района. В качестве примеров можно привести и довоенный проект развития района возле станции Северо-Донецкой железной дороги – нынешней Левады, и проектирование размещения станций метро «площадь Урицкого» и «улица Грековская» на перспективных линиях метрополитена в 60-е годы, и проект «Левада» из генерального плана развития Харькова от 2002 года. В начале 2012 года сайт "СтройОбзор" разместил сообщение о том, что архитектурно-градостроительному совету 23 марта 2012 года был представлен на рассмотрение проект "Levada Mall", который является первой очередью проекта комплексного развития района "Levada City" (с информацией о проекте можно также ознакомиться на сайте mediaport.ua).

    Будущее начинается сегодня

    Конечно, рано или поздно наступит то время, когда нынешний облик улицы уйдет в прошлое, оставшись на фотографиях и в воспоминаниях старожилов, как один из многих образов старого центра города прошлых столетий.

    Грековская улица, 1969 годГрековская улица, 2009 год
    Вместо эпилога


    Балаклиец Анатолий: персональный сайт © 2008 -


    Flag Counter
    МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов Яндекс.Метрика