Get Adobe Flash player
    Харьков

    Бурсацкий спуск (Семинарская гора, Бурсацкая площадь, спуск 12 ноября)


    Бурсацкий спуск. 2012 год.

    Бурсацкий спуск вместе с коротким начальным отрезком Клочковской улицы замыкает на севере кольцо площадей, окружающих исторический центр Харькова. Предыстрория спуска восходит ко времени основания города, а становление - к периоду деятельности Харьковского коллегиума.


    Фотографии Российской империи


    Начало XXI века

    После посещения города Петром I в июне 1709 г. протяженность харьковской крепости была расширена до границы нынешнего Бурсацкого спуска, к ней были пристроены 5 бастионов и дополнительные линии укрепления.

    К южной стороне спуска примыкала територия основанного в 1726 году и возрожденного ныне Свято-Покровского монастыря. В его ансамбль входит старейшее из дошедших до наших дней каменное здание Харькова - Покровский собор, освященный в 1689 году. В соседствующем с храмом доме, приобретенном у полковника Лаврентия Шидловского, с 1726 по 1840 год помещался главный корпус коллегиума, преобразованного в 1817 году в духовную семинарию. Дом просуществовал до 1890 года: в нем после перевода семинарии в другое здание помещалась консистория.

    Вдоль южной границы спуска, между улицами Университетской и Клочковской, сохранились здания. построенные в XIX веке архиерейским управлением. Среди них дом № 3, построенный в 1883-85 годах по проекту архитектора Б.С.Покровского и предназначавшийся для певчих Покровского монастыря. Здание сохранилось до нынешнего времени , и в нем даже сейчас можно рассмотреть черты господствующего в то время русско - византийского стиля. А также дом № 7, построенный в 1857 году для монастырской гостиницы и перестроенный в квартирный жилой дом в 1886 году епархиальным архитектором В.Х. Немкиным.

    На северной стороне спуска в конце XVII - начале XVIII века размещались дворовые участки казаков Харьковского полка. В 1729 году вдова сотника Даниила Черняка Агафья, урожденная Григорьева, пожертвовала монастырю свой участок с находившимися на нем двумя избами. Прикупив к этому участку несколько смежных, монастырь разместил там так называемый "Сиропитательный" дом - общежитие со школой для детей - сирот, преимущественно духовного звания, который называли бурсой. Отсюда и пошло название спуска. Закрепилось оно, однако, не сразу. Поначалу безымянное место стали называть Семинарской горой, площадью или улицей, Бурсацкой площадью или переулком, а в 1922 году спуск получил новое название - 12-го ноября. Это название просуществовало до октября 1945 года, когда спуск вновь обрел свое исторически сложившееся название - Бурсацкий.

    В начале XIX века бурсу преобразовали в духовное училище с двумя отделениями: приходским и уездным. Обучение в первом было низшего, во втором - более высокого разряда. Для духовного училища в 1817-25 годах вдоль склона построили по проекту, присланному из Москвы, большой корпус. Проект был адаптирован к местности архитектором Е.А.Васильевым, который и руководил строительством. В 1881-85 годах его расширили, надстроили, а также украсили фасад по проекту архитекторов К.А.Толкунова и Б.С. Покровского. Теперь в этом здании помещается Академия культуры. По бокам от него сохранилось несколько бывших купеческих жилых домов второй половины XIX века.

    У подножья спуска, по углам Клочковской улицы, сохранилось также два здания той эпохи. В одном из них размещался хлебный магазин.

    Спуск до первых десятилетий XIX века не был благоустроен. По нему низвергались в Лопань обильные потоки атмосферных осадков с расположенной в северо-восточной стороне возвышенности. Вода размывала склоны, в них образовывались глубокие рытвины, заполненные липкой грязью, преграждавшие обитателям бурсы путь в монастырь, куда надлежало ежедневно ходить на моление. Танспортное значение спуск приобрел с образованием на западном берегу Лопани Благовещенского базара. Однако добираться туда было мучительно трудно: преодолев кое-как склон, нужно было еще переребраться через реку на лодке. Окрестные жители пытались выравнивать путь, засыпая рытвины, но это не помогало. Впервые спланировали и замостили спуск в 60-х годах XIX века, тогда же построили и деревянный мост, который заменили в 1909-10 годах железобетонным. Этот мост восстановлен после 1945 года. В 1884-91 годах были произведены большие мелиоративные работы по выпрямлению русла Лопани и осушению берегов. Это спасло Клочковскую улицу от ежегодных затоплений. В 1893 году на спуске насадили сквер, который просуществовал, однако, недолго.

    Потоки воды продоложали бушевать и мешать работе транспорта. Только в 1956-57 годах под спуском проложили металлические трубы большого диаметра для ливнестоков. В 1984 году при устройстве подземного перехода к станции метро "Исторический музей" поверхность спуска была приведена в порядок.




    По материалам А.Ю. Лейбфрейда (из цикла статей "Кольцо центральных площадей", газета
    "Слобода", 1992 год), опубликованным в первоначальной версии сайта raix.kharkov.ua (2000 год).

    Балаклиец Анатолий: персональный сайт © 2008 -


    Flag Counter
    МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов Яндекс.Метрика