Get Adobe Flash player
    Краеведение

    Основной советский послевоенный танк: успех и утраченные перспективы


        Основы самобытной Харьковской школы танкостроения были заложены А. О. Фирсовым и М. И. Кошкиным. Судьба распорядилась так, что им не удалось в полной мере раскрыть свои таланты – они ушли из жизни рано, и эстафету принял их ученик А. А. Морозов, который на многие годы стал руководителем Харьковского конструкторского бюро танкостроения.
        В танковом КБ под руководством А. А. Морозова еще в период Великой Отечественной войны была разработана концепция основного боевого танка, сочетающего скорость и маневренность среднего танка с вооружением и бронированием тяжелого.
        Помимо разработки легендарного танка Т-34, на счету Харьковской школы танкостроения создание танков Т-54 и "революционного" Т-64, определивших развитие мирового танкостроения.
        Специалисты сравнивают появление танка Т-64А только с созданием знаменитой тридцатьчетверки. Эта машина реализовала концепцию основного танка, превосходя по бронированию и вооружению все существующие танки, в том числе и тяжелые, при этом оставаясь по массе в рамках среднего, не уступая последнему в скорости и маневренности.
        Появление этой машины позволило окончательно отказаться от деления танков на классы.


    Основной боевой танк
    Ларин А.А.

    Источник: Журнал ''UNIVERSITATES. Наука и просвещение.'', №4, 2013 год



    История отечественного танкостроения в послевоенный период (фрагмент)
    А. Тарасенко

    15 августа 1967 г. вышло Постановление Правительства (Секретарь ЦК КПСС Л. Брежнев, Председатель СМ СССР А. Косыгин) №802-266 «Об оснащении Советской Армии новыми средними танками Т-64 и развитии мощностей для его производства». Постановлением определялись основные пункты по производству единого среднего танка Т-64 на заводах министерства оборонной промышленности, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения:
         Харьковский завод транспортного машиностроения им. В.А. Малышева (г. Харьков);
         Уральский вагоностроительный завод им. Ф.Э. Дэержинского (г. Нижний Тагил);
         Завод транспортного машиностроения им. Октябрьской революции (г. Омск);
         Кировский машиностроительный и металлургический завод (г. Ленинград);
         Челябинский тракторный завод.

    Постановление указывало, что проведение работ по обеспечению выпуска танков Т-64 и созданию мощностей для их производства являются важнейшим государственным заданием.

    Казалось бы, как и в былые времена в СССР, начнется производство и неизбежное в таких случаях устранение, общими усилиями, ряда недостатков принципиально нового единого танка, как было с Т-34 и Т-54. Но развитие танкостроения СССР пошло другим путем. Мощные регионально-партийные кланы не жалели усилий для срыва производства Харьковской машины и разработки вместо нее собственного танка для увеличения своего влияния на военно-промышленный комплекс.

    В Нижнем Тагиле велись параллельные разработки своего перспективного танка, поэтому решение по производству там Т-64 было саботировано. Вместо производства варианта Т-64 с двигателем В-45 в серийное производство пошел разработанный там «Объект 172М», который, несмотря на внешнюю схожесть, имел мало что общего с Т-64 и абсолютно не был с ним унифицирован.

    В дальнейшем в Ленинграде на основе Т-64 был создан Т-80, который имел еще один тип ходовой, не совместимой с Т-72 и Т-64. Т-80 был унифицирован с Т-64 по вооружению, а также имел близкие показатели бронезащиты. В 1976 году при поддержке министра обороны Устинова и некоторых влиятельных Ленинградских партийных деятелей Т-80 принимается на вооружение. В итоге Советская Армия получила в 80-х годах три основных танка: Т-72, Т-64 и Т-80. Машины практически идентичны по боевым характеристикам, но совершенно различны по комплектации.

    Следствием этого явились три парал­лельных танковых производства, тройная номенклатура предметов материально-технического обеспечения войск, три параллельные группы военноучетных специальностей танкистов и соответствующих учебных частей для их подготовки, три параллельные специализации военных ремонтных органов.

    Так из-за желания местной партийной элиты повысить свое влияние в сфере отечественного ВПК и амбиций некоторых конструкторов отечественная экономика понесла серьезные убытки, ни одна даже самая богатая страна не могла себе позволить иметь три типа основных танков.

    В 1972 году были проведены необычайно масштабные испытания: был сформирован танковый батальон, в состав которого входили три танковые роты из перечисленных выше марок танков, и ремонтная рота. Испытаниями руководил председатель государственной комиссии генерал-майор Потапов Ю.М. В состав комиссии входили, кроме представителей Минобороны, все главные конструктора участвующих в испытаниях танков и их составных частей.

    Ходовые испытания в объеме 12000 км совмещались со стрельбами и тактическими учениями на полигонах военных округов. Испытания жарой в летних условиях на полигонах Украины, Ростовской и Волгоградской областей, Туркмении сменились испытаниями холодом в зимних условиях в г. Нижний Тагил, где производилась разборка и дефектация танков Т-72 после испытаний.

    Результаты анализа ремонтопригодности трёх марок вышеуказанных танков показали, что при их разработке конструкторы увлеклись созданием оригинальных деталей и сборочных единиц. Разунификация танков привела к тому, что на первых порах для каждого из них были разработаны свои подвижные средства ремонта и технического обслуживания, оснащённые различными по конструкции специальными приспособлениями и ключами.

    Вспоминает председатель комиссии - первый заместитель командующего 6-й гвардейской танковой армией генерал-майор Потапов:
         "Начали мы испытания в июне и завершили в ноябре месяце 1972 г. На второй день марша мы вышли на Овручский полигон, и случилось непредвиденное происшествие. Все танки Т-72 вышли из строя. Ведущие колёса оказались разрезаны пополам ограничителями (клыками) гусениц. Гусеницы постоянно смещались в сторону шейки ведущих колёс и постепенно порезали её. Обстановка складывалась так, что нужно было прекращать испытания. Главный конструктор Венедиктов В. Н. попросил у меня неделю для устранения недостатков в конструкции. Я доложил Устинову, что есть целесообразность дать Бенедиктову это время. С завода Нижнего Тагила приехала группа специалистов, и решение оказалось простое. В ведущее колесо вварили ограничительное кольцо, как это было на немецких танках «Пантера» T-V. Потеряв 10 дней, мы продолжили марш уже по белорусским крупнозернистым пескам на Слуцкий полигон, где отстреляли боевые стрельбы, провели вождение на танкодроме. Обратный путь, в направлении Бердичев, Днепропетровск, Донбасс, Новочеркасск, прошел относительно спокойно, без больших поломок. Были отдельные недостатки, но они устранялись на привалах.
         На этом отрезке маршрута лучшие достижения показала рота Т-80, потом Т-72. Слабым местом у танка Т-80 был большой расход горючего. При подходе к Новочеркасску я позвонил командующему войсками СКВО, чтобы в районе окружного полигона к нашему прибытию подготовили кольцевой маршрут в 70-100 км для вождения по сложному рельефу местности, Просьба была выполнена, но маршрут подобрали по хорошим грунтовым дорогам. Я вынужден был сам искать сложный маршрут, и я его нашёл вдоль берега р. Дон. Рельеф был сложный, через каждые 100 м глубокие овраги и промоины. Танки в этих условиях непрерывно спускались вниз и сразу же шли на подъём.
         Этим мы проверили надёжность двигателей, так как непрерывно менялась нагрузка на двигатель. В результате на танке Нижнего Тагила Т-72 вышел из строя двигатель. Главный конструктор т. Венедиктов пытался обвинить механика-водителя, что тот забыл поставить на место крышку от водяной системы. Механик-водитель сознался, что ему пытались подарить радиоприёмник, чтобы он подтвердил слова главного конструктора. То есть была попытка скрыть серьёзный недостаток в работе двигателя ганка Т-72."

    Из дневника главного конструктора А.А. Морозова по поводу сложившейся ситуации:
         "Итак, наконец, наступило так долго подготавливаемое «начало конца». Приказом МОП № 317, во исполнение Постановления Правительства от 06.07.1976 г. на вооружение принят третий тип среднего танка Т-80 (изд. «219») и организация его серийного производства на Омском, Харьковском и Ленинградском Кировском заводах. До полного перехода этих заводов на выпуск Т-80, они должны проводить подготовку производства, а «Завод им. Малышева» вместе с ЛКЗ – доработать конструкцию Т-80.
         Всё это создает условия, что примерно до 1980 г. все четыре танковых завода СССР (УВЗ, ЗТМ, Омск и ЛКЗ) будут выпускать три типа, по сути одинаковых по своим боевым и техническим качествам машин, создавая при этом исключительную сложность в производстве, эксплуатации, ремонте, обучении и снабжении комплектующими узлами.
         Больше того, вся эта «смесь» машин (Т-64А, Т-80, Т-72, «Кобра») будут довольно длительное время находиться на эксплуатации в войсках, усугубляя этим всю сложность эксплуатации разных типов машин, сохраняя при этом производство и отпуск какой-то части их узлов и деталей для обеспечения нужд эксплуатации и ремонта. Всё это будет продолжаться в течение следующего 5-летия, а может и 10-летия, то есть до 1990 года. Получается далеко неприглядная картина очень непродуктивной, дорогой и длительной по времени работы заводов по перестройке производства и малым поступлением новых машин в войска.
         Этот вопрос ещё хорошо не продуман и его надо ещё очень тщательно «прожевать». По всему видно, что подготовка предложений по танку Т-80 и рекомендации его производства на заводах Ленинграда, Харькова и Омска глубоко не проанализирована и требует ещё анализа и обсуждения.
         Другая сторона этого дела, не менее опасная для развития танков на последующие годы, является массовое отвлечение технических сил всех заводов и КБ на проработку, унификацию, подготовку производства и выпуск танка Т-80 и остановка работ по перспективным направлениям: поиска новых решений и новых образцов. Во всяком случае, до 1980 года это никому из заводов и КБ не поручено, а немцы и американцы, при всех условиях, к этому времени выйдут с новыми образцами «ХМ» и «Леопарда». А что мы к этому времени будем иметь? «За душой» практически ничего, так как за три года (1977, 1978 и 1979) много, а тем более чего-то особенного, не сделаешь. Получается, что мы идем в «тупик» и можем потерять «своё лицо» в танковом вооружении в сравнении с Западом и тем создать очень опасную ситуацию, которую быстро исправить уже будет невозможно. Тут где-то и кем-то допущена большая ошибка или просто непонимание задач, которые мы должны ставить перед собою в интересах сохранения своего превосходства в танковом вооружении."

    В результате разунификации танкового парка страны, повлекшей за собой значительные негативные последствия, была потеряна уйма народных денег и времени, что привело к сегодняшней ситуации, когда отечественное танкостроение вынуждено уже не опережать, а догонять своих зарубежных конкурентов.

    В 70-е годы ХКБМ была проведена большая работа по совершенствованию серийного танка Т-64Б, включавшая установку нового дизеля 6ТД мощностью 1000…1200 л.с. и повышение характеристик системы управления вооружением.

    В связи с тем, что стоимость ГТД в 8 -10 раз превышала стоимость дизеля, а также то, что ГТД имеет в 1,2-1,4 раза больший расход топлива, было признано целесообразным поручить ХКБМ им. А.А.Морозова разработать вариант танка Т-80У с дизельным двигателем. Разработка двигателя была предусмотрена постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 июня 1981 года №701-200, обязывающем выполнить разработку, изготовление и испытания двух танков Т-80У с двигателями 6ТД мощностью 1000 л.с.

    Изготовление и сборка танков выполнялась совместно предприятиями «Завод имени В.А. Малышева», ХКБМ имени Морозова и ХКБД. Испытания проводились в 1983 г. на полигоне 38 НИИ БТВТ в п. Кубинка в объеме 6000 км. Программа испытаний была выполнена полностью.

    На основании проведенных работ документация танка Т-80У с двигателем 6ТД-1 мощностью 1000 л.с. в декабре 1983 года была утверждена МВК. Указанный танк Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 02.09.85 г. № 837-249 принят на серийное производство с формулировкой «Танк Т-80У с двигателем 6ТД» и в соответствии с Приказом МОП №510 от 19.09.85г. параллельно с Т-64Б серийно выпускался заводом им. Малышева.

    Успешное освоение производства и результаты контрольной опытно-войсковой эксплуатации батальона танков Т-80УД с двигателем 6ТД-1 в Кантемировской дивизии послужили основанием для прекращения производства танков Т-64 на заводе.

    27 декабря 1987 года из сборочного цеха завода им. Малышева ушел последний танк Т-64.

    Завод полностью перешел на выпуск танков Т-80УД. По мнению руководства ГБТУ и министерства оборонной промышленности Т-80УД должен был стать единым основным советским танком.

    Вспоминает начальник ГБТУ (1980-1987) генерал-полковник Ю. Потапов:
          "Нами был разработан единый танк Т-80УД с дизельным двигателем в 1250 л.с. (в заделе был на 1500 л.с.) и с более мощным вооружением. Я трижды докладывал на специальном совещании в ЦК КПСС в присутствии министра обороны Маршала Советского Союза С.Ф. Соколова и заместителя министра обороны по вооружению генерала армии В.М. Шабанова порядок переоснащения заводов на танк Т-80УД. Предусматривалась поочерёдная остановка заводов на два-три года для подготовки их к серийному производству единого танка Т-80УД. создателем которого был генеральный конструктор генерал-майор Н.А. Шомин на заводе имени Малышева. ЦК. КПСС поддержал мою инициативу, а Госплан, совместно с Министерством оборонной промышленности и ГБТУ подготовил план реконструкции заводов в 2000 году. "

    Но в 1991 году СССР развалился, Украина стала самостоятельным государством, и осталась один на один с производством танков Т-80УД, как и танка нового поколения с принципиально новыми компоновочными и конструктивными решениями, создаваемого в ХКБМ.

    В середине 80-х годов ХКБМ им. Морозова была поручена разработка перспективного танка, головным исполнителем назначен завод им. Малышева. Наряду с принципиально новыми компоновочными решениями большое уделялось оснащению танка информационно-управляющей системой, интегрированной в систему управления танковыми частями. Первые образцы танка были изготовлены во второй половине 80-х годов. Информационно-управляющие систем перспективного танка включали бортовой информационно-управляющего комплекс (Т6Л1), радиолокационную аппаратуру миллиметрового диапазона для решения задач прицеливания вооружения, баллистического обеспечения стрельбы и обеспечения движения танков в колонне (изделия Т6Л2, Т6ЛЗ, Т6Л4). По замыслу конструкторов, это должна была быть абсолютно новая машина, с необычной компоновочной схемой, отличающаяся от танков с классической компоновкой, прежде всего тем, что экипаж размещался в бронекорпусе машины, в то время как устанавливаемая на танк башня была необитаемой.

    Проект перспективного танка, который мог быть реализован на заводе им. В.А.Малышева

    Был создан ряд опытных танков (объект 477, 477А и др.), но распад СССР стал основной причиной невозможности дальнейшей разработки перспективного танка, хотя совместные работы продолжались еще многие годы.

    Источник: litrus.net




    Основной боевой танк T-64  Цикл "Сделано в СССР"

    Танк Т-64  Цикл "Оружие ХХ века"

    Танк Т-64 Цикл "Золотой фонд ЦТРС"

    Основной танк Т-64 Цикл "Броня России"


    Видематериалы о Т-64А

    Балаклиец Анатолий: персональный сайт © 2008 -


    Flag Counter
    МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов Яндекс.Метрика