Get Adobe Flash player
    Краеведение

    Фирсов Афанасий Осипович





    Фирсов
    Афанасий Осипович

    (1883 – 1937)

    Афанасий Осипович Фирсов родился в 1883 году в Бердянске в многодетной семье бердянского купца Осипа Фирсова. Отец имел несколько бакалейных магазинов, владел восемью домами. Он настаивал, чтобы Афанасий пошел по его стопам. Однако сын после окончания железнодорожного училища высказал твердое намерение получить высшее техническое образование. Его поддержала жена Людмила Харитоновна. На вырученные от продажи ее приданого деньги семья уехала за границу. Фирсов закончил высшую техническую школу в Митвайде (Германия) и политехнический институт в Цюрихе (Швейцария), являющийся и до настоящего времени одним из самых престижных технических вузов мира - среди его выпускников 22 лауреата Нобелевской премии, в том числе Вильгельм Конрад Рентген и Альберт Энштейн. Специализировался на дизелях. По совету своего профессора пошел на завод Зульца рядовым сборщиком. Вскоре его перевели на конструкторскую работу.

    Когда началась Первая мировая война, Фирсову предложили остаться в Швейцарии. Руководство завода гарантировало ему получение подданства и приличный заработок. Но Фирсовы вернулись на Родину. Инженер-конструктор Фирсов был принят на Коломенский машиностроительный завод и стал работать над созданием дизелей для подводных лодок.

    После октября 1917 года, новая жизнь захватили Афанасия и Людмилу Фирсовых. В течение первых пяти лет Фирсов — начальник губернского управления профессионального образования, еще пять лет – главный механик завода «Красная Этна». В 1927 году коллектив завода торжественно проводил его на работу в Николаев на судостроительный завод им. Андре Марти. Вскоре последовало приглашение – на завод «Русский дизель» в Ленинград. Здесь в 1930 году Фирсов подвергся первому аресту. Вина его заключалась в том, что в числе обвиняемых по делу «Промпартии» оказался его близкий знакомый. Этого оказалось достаточно, чтобы «буржуазный спец с опытом работы за рубежом» был привлечен к суду и осужден.

    Однако время массовых расстрелов еще не наступило, и уже 18 сентября 1931 года коллегия Объединённого государственного политического управления приняла решение о переводе инженера Фирсова из мест заключения на работу в Харьков — на Харьковский паровозостроительный завод имени Коминтерна (ныне ПО имени Малышева), где в это время активно разворачивал свою деятельность один из центров советского танкостроения.

    Причиной этого стала непростая ситуация, сложившаяся на ХПЗ: уход предыдущего руководителя КБ И. Н. Алексенко, отзыв в Москву военного инженера 2-го ранга Н. М. Тоскина. В связи с отсутствием равнозначной замены руководство завода вынуждено было вмешаться в судьбу А. О. Фирсова.

    Танк БТ-7, установленный на территории завода имени В.А.Малышева

    6 декабря 1931 года А. О. Фирсов возглавил специальное конструкторское бюро машиностроения - секретное танковое КБ . Под его руководством молодые советские инженеры прошли уникальную школу конструкторского мастерства, реализуя свои творческие находки в быстроходных танках БТ-5 и БТ-7. Как пишет А.А.Ларин, "именно А.О.Фирсов является основателем Харьковской школы танкостроения. Многие конструкторы танков, в том числе и А.А.Морозов, являются его учениками".

    В 1935 году за разработку танка БТ-7 А. О. Фирсов награжден Орден Красного Знамени.

    По свидетельству руководителя дизельного отдела Константина Челпана, А. О. Фирсов внёс большой вклад в разработку четырёхтактного 12-цилиндрового V-образного быстроходного дизеля мощностью 400 л.с. С его появлением начался процесс оснащения отечественных танков дизельными двигателями.

    В своей рукописи «Воспоминание о танкостроителях и дизелестроителях» Василий Никитич Васильев, стоявший у истоков создания двигателя танка Т-34, написал:
    "Официальная советская историография связывает создание знаменитого танка Т-34 исключительно с именем главного конструктора Михаила Кошкина, сменившего в декабре 1936 года репрессированного Афанасия Фирсова. Но основы для создания Т-34, его первичный технический облик, основные боевые характеристики были заложены ещё при Фирсове. Уже в конце 1935 г. на столе главного конструктора лежали проработанные эскизы принципиально нового танка: противоснарядное бронирование с большими углами наклона, длинноствольная 76,2 мм пушка, дизельный двигатель В-2, масса до 30 т… Ближайшими помощниками Фирсова в этих разработках были Александр Морозов и Михаил Таршинов. Такая же коллизия имела место и при создании знаменитого дизеля В-2, который до сих пор применяется на современных танках. Первопроходец — Константин Челпан, его преемник — Иван Трашутин."

    А.О. Фирсов с коллективом сотрудников

    Летом 1936 года А. О. Фирсов был отстранен от руководства КБ в связи с многочисленными рекламациями на неполадки в коробках передач танков БТ-7. Но он продолжает активную работу. В короткие сроки было рассмотрено несколько решений новой коробки передач, из которых в производство ушла конструкция, разработанная А. А. Морозовым под руководством А. О. Фирсова. Проектирует установку огнемёта и дымовых приборов на танк, лично встречает и вводит в курс дела нового руководителя КБ М. И. Кошкина.

    15 марта 1937 года А. О. Фирсов вновь арестован и отправлен в тюрьму (помимо него в группе «вредителей» из числа работников завода и военной приёмки АБТУ РККА оказался и директор завода И. П. Бондаренко, и руководитель дизельного отдела завода К.Челпан). 10 декабря 1937 г. приговорен к расстрелу.

    Реабилитирован в 1956 году «за отсутствием состава преступления».

    До конца 1980-х годов его имя в печати и исследовательских работах не упоминалось.

    Когда в конце 1930-х Афанасия Осиповича объявили врагом народа, дочь конструктора, Ольга Афанасьевна, от фамилии отца не отказалась и даже не поменяла её, когда вышла замуж. Именно она в 1941 году маскировала шпиль Адмиралтейства от налётов немецкой авиации. Ольга Афанасьевна Фирсова умерла на 95-ом году жизни 10 ноября 2005 года в Берлине, но похоронена в Санкт-Петербурге.

    Старший сын, Игорь, с первых дней Великой Отечественной войны ушёл добровольцем на фронт и погиб под Ленинградом.

    Олег Афанасьевич Фирсов, младший сын, стал инженером-дизелистом, главным конструктором судостроительного завода в Ленинграде. В 1960-х годах стал лауреатом Государственной премии СССР.


    Источники: 

    Википедия: "Фирсов Афанасий Осипович"

    Сайт blog.i.ua: "Правда,только правда, ничего кроме правды"

    Сайт Харьковского конструкторского бюро по машиностроению имени А.А.Морозова: "Особо ответственное задание. Танки серии БТ."

    Балаклиец Анатолий: персональный сайт © 2008 -


    Flag Counter
    МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов Яндекс.Метрика