Сюжеты техноведения |
От ХПЗ до ЗТМИз истории ГП "Завод имени В.А.Малышева" |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Изображения логотипов завода в разные периоды его истории |
С середины 60-х годов XIX века в Российской империи начинается бурное строительство железных дорог, что привело к росту потребностей в паровозах, которая на тот период удовлетворялась закупками паровозов за границей. В конце 60-х годов Министерство путей сообщения приняло ряд мер по созданию паровозостроительной промышленности. Одним из результатов принятых мер стал выпуск продукции в 1897 году на новом Харьковском паровозостроительном заводе - первом в стране специализированном паровозостроительном предприятии.
К началу XX столетия Россия полностью освободилась от иностранной зависимости в области паровозостроения. К этому же времени были созданы многие выдающиеся конструктивные формы отечественных паровозов, дальнейшее развитие которых привело к самым передовым образцам паровозостроения.
1895
- в Петербурге основано Русское Паровозостроительное и Механическое акционерное общество (РПиМО). Устав общества был учрежден указом Сената от 5 июля 1895 года. В первом параграфе устава были сформулированы цели создания общества: "Для построения в России паровозов и железнодорожных принадлежностей, всякого рода машин и их частей, потребных для судостроения, а также с целью добычи, выплавки и обработки всякого рода металлов и приготовления из них изделий". В августе 1895 г. правление РПиМО принимает решение о строительстве в Харькове паровозостроительного завода;
- правление РПиМО пригласило на службу петербургского академика архитектуры А. И. фон Гогена, поручив ему составление смет и строительных проектов всех зданий завода, а также наблюдение за их постройкой;
- начало строительства основных объектов Харьковского паровозостроительного завода: производственных зданий — цехов (паровозосборочного, литейного, модельного, меднолитейного, кузнечного, котельного); электростанции; главной конторы; проходной конторы; дома директора завода со всеми службами; дома на 24 квартиры для семей мастеров, начальников отделов и цехов; двух и трёх этажных домов для приглашённых инженеров, техников и старших служащих конторы; дома для холостых рабочих. На строительстве работало свыше 1700 рабочих.
1896
- построен чугунолитейный цех, первая плавка чугуна. Первый чугун был произведён чугунолитейным цехом менее чем через год после начала строительства. В начальный период работы цеха в его продукции преобладало литье для оборудования строящихся цехов завода - станины станков, фермы перекрытий, стропила. Но уже в следующем году главным стало паровозное литье;
- завершена постройка основных производственных объектов завода: здание главной конторы завода, построены и частично введены в действие паровозосборочный и кузнечный цеха.
1897
- завершена постройка цехов: машиностроительного, меднолитейного, модельного, котельного, малярного;
- на заводе создано два отделения: паровозостроительное и машиностроительное;
- на заседании правления принято официальное решение о пуске завода;
- выпущен первый паровоз.
Паровоз серии О («Основной»). Выпускался на ХПЗ до 1915 г. Первый паровоз, ставший основным в локомотивном парке отечественных железных дорог. Стал самым массовым из дореволюционных локомотивов. Этот паровоз работал на всех государственных и большинстве частных железных дорог Российской империи, а также на всех железных дорогах Советского Союза. |
1903
- выпущен юбилейный 1000-й паровоз.
1906
- в техническом бюро Харьковского паровозостроительного завода был спроектирован паровоз с двухцилиндровой машиной компаунд типа 1-4-0. Его конструкция была разработана под руководством выдающегося харьковского конструктора А.С.Раевского, получившего образование в Харьковском технологическом институте;
- спроектированный на ХПЗ паровоз запущен в производство и изготовлен. Он получил обозначение Юх3501. Паровоз был направлен на Екатерининскую дорогу. Новые паровозы получили серию "Ю" добавлением букв, обозначающей завод-изготовитель (х - харьковский, п - путиловский и т.д.). В 1912 году паровозы этого проекта получили обозначение серии Щ по фамилии профессора Санкт-Петербургского технологического института Н. Л. Щукина, стоявшего тогда во главе отечественного паровозостроения.
![]() ![]() ![]() ![]() |
Паровозы серии Щ |
Паровоз серии Щ. Был признан одним из лучших товарных локомотивов доревоолюционных выпусков в Российской империи. Паровозы этой серии были объявлены "нормальным типом", что предусматривало их массовое производство и делало обязательными для всех государственных железных дорог. |
1909
– освоено изготовление вагонов для железных дорог;
– начат выпуск сельскохозяйственных орудий и машин: плугов, борон, сенокосилок, молотилок. Эта продукция неоднократно награждалась императорскими дипломами на общероссийских выставках, а в 1911–1913 годах завоевала 38 медалей.
Цифрами обозначены:
|
1911
– запушены в производство нефтяные и газовые двигатели.
1912
– принят заказ морского министерства на изготовление котлов для Черноморского дредноута «Императрица Мария».
1913
– изготовлены первые дизели мощностью до 100 л.с., газовые двигатели моделей ДГВ И КГВ средней и малой мощности, стационарные двигатели большой мощности для металлургии (3500 л.с.).
1914
– введен в эксплуатацию тепловой цех – специально для выпуска ДВС, запущено собственное сталеплавильное и сталелитейное производство;
– освоен выпуск стационарных двухтактных двигателей мощностью 1000 л.с.;
– разработана конструкция и освоено производство мощных двухтактных дизелей для подводных лодок (1500 л.с.);
– принят заказ морского министерства на изготовление котлов для лёгкого крейсера «Адмирал Нахимов».
– прекращено производство сельскохозяйственных орудий и машин и на этой базе развернуто производство железнодорожных товарных вагонов и платформ.
1915
– начат серийный выпуск паровозов серии Э.
Паровозы серии Э. На Харьковском паровозостроительном заводе в исходный рабочий проект были внесены значительные изменения, что явилось основанием для введения, на уровне МПС, для паровозов постройки ХПЗ отличительного нижнего буквенного индекса: Эх. Паровоз серии Э считался лучшим паровозом дореволюционной постройки и одним из самых надёжных паровозов в мире. Они выпускался на протяжении целой эпохи: с 1912 по 1957 гг., причём не только в Российской империи и Советском Союзе, но и в целом ряде зарубежных стран. По количеству построенных локомотивов (около 11 тысяч) и по общему времени выпуска (39 лет) паровоз Э является абсолютным рекордсменом - история не знает больше подобных примеров в мировом локомотивостроении. |
1916
– выпуск паровозов на ХПЗ достиг 20% выпуска в Российской империи и 50% на Украине.
1917
– разработаны и изготовлены калоризаторные двухтактные двигатели («нефтянки») модели 1ДФВ.
1918
– выпущены стационарные 2-хтакные дизели модели ДД (800 л.с.)
1919
– ХПЗ национализирован и введен в состав государственного Объединения машиностроительных заводов.
1920
– организован ремонт паровозов, трофейных танков и бронепоездов;
– создан производственный машиностроительный отдел, включающий в себя и производство ДВС.
1922
– изготовлены шахтные питательные насосы и компрессоры для восстановления Донбасса;
– заводу присвоено наименование «ХПЗ имени Коминтерна».
1923
– принято решение об организации на ХПЗ производства тракторов;
– выпущена техническая документация для производства трактора «Коммунар», мощность двигателя по сравнению с прототипом – трактором Hanomag WD-50, Германия, – увеличена с 30 до 50 л.с.;
– реконструирован чугунолитейный цех.
1924
– начаты разработки конструкции дизеля с бескомпрессорным смесеобразованием;
– изготовлен опытный образец первого в СССР гусеничного трактора «Коммунар» с керосиновым двигателем (мощность 50 л.с.);
– начато изготовление водяных турбин.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Трактор «Коммунар» |
Трактор «Коммунар». Первый советский трактор на гусеничном ходу, первый образец гусеничной техники, освоенной в производстве на ХПЗ имени Коминтерна. Выпускался в трех вариантах - с двигателем на керосине мощностью 50 л.с. и на бензине мощностью 75 л.с. и 90 л.с. Тракторы "Коммунар" оставались на вооружении до начала Великой Отечественной войны, продолжая службу на аэродромах, в артиллерийских и других частях в качестве артиллерийского и танкового тягача, а также использовались в народном хозяйстве. Тракторы «Коммунар» послужили базой для создания целого ряда машин. В частности, были изготовлены экскаватор МК-1, укладчик дорожных покрытий, подвижной лесозавод и другие машины. |
1925
– освоено серийное производство паровозов серии Су;
– освоено серийное производство тракторов «Коммунар» и двигателей к ним.
Пассажирский паровоз серии Су. Первый паровоз, созданный в СССР, являлся универсальным пассажирским паровозом качественно нового конструктивного исполнения. Был одинаково пригодным для работы в скорых и тяжёлых многовагонных пассажирских поездах, дальнего следования и пригородных. В 1925 году начался выпуск паровозов серии Су (Сормовский усиленный) на коломенском, сормовском, луганском, брянском и харьковском заводах. По эксплуатационно-экономическим показателям локомотивы серии Су соответствовали лучшим мировым образцам пассажирских паровозов. |
1926
– в тракторном КБ выделена группа конструкторов для разработки проекта опытного танка.
1927
– изготовлен юбилейный 3000-й паровоз серии Э;
– начата подготовка производства судовых дизелей по документации фирмы «Зульцер», Швейцария.
1928
– ХПЗ вышел на 1-е место в СССР по объему выпуска паровозов;
– начаты работы по опытному танку А-12 (Т-12).
1929
– изготовлен первый образец главного судового дизеля конструкции фирмы «Зульцер», начато производство вспомогательных дизелей этой фирмы;
– принято правительственное решение об организации на ХПЗ танкового производства, в связи с этим организовано танковое СКБ, на площадях тракторного цеха создан специальный участок сборки танков;
– собран первый образец танка Т-12.
1930
– изготовлен первый танк Т-24;
– начато проектирование трактора «Коминтерн»;
– вступила в строй 3-я мартеновская печь.
1931
– начато серийное производство модернизированных паровозов серии Эм;
– изготовлен первый отечественный бескомпрессорный судовой и стационарный дизель Д40 конструкции ХПЗ;
– создано СКБ по танковым двигателям;
– создан танковый отдел с СКБ, производственным и опытным цехами;
– разработана документация и изготовлен опытный образец легкого быстроходного танка БТ-2 на базе танка Кристи, США;
– изготовлены опытные образцы трактора «Коминтерн» 100 л.с.
1932
– разработан проект паровоза нового поколения серии СО-17;
– разработан проект быстроходного 12-цилиндрового транспортного дизеля БД-2;
– начато серийное производство танков БТ-2 с авиационными бензиновыми моторами 400 л.с., поставляемыми заводу по кооперации;
– изготовлен первый образец тяжелого пятибашенного танка Т-35 конструкции ОКМО с авиационным бензиновым мотором.
1933
– начато серийное производство танка БТ-5, также с авиационным бензиновым мотором 400 л.с.
1934
– выпущен первый паровоз серии СО-17;
– проведены испытания дизеля БД-2 на танках БТ-5 и опытном тягаче «Ворошиловец»;
– судовой вариант дизеля БД-2 испытан на пограничных катерах;
– построен новый пролет сталелитейного цеха с двумя электропечами.
1935
– начато серийное производство магистральных паровозов серии СО;
– разработан и изготовлен авиационный вариант дизеля БД-2А;
– начат выпуск танков БТ-7 с бензиновым мотором авиационного типа;
– начато серийное производство гусеничных тракторов «Коминтерн» с двигателем 130 л.с. на керосине;
– изготовлены артиллерийские тягачи «Ворошиловец» с дизелями БД-2, форсированными до мощности 375-350 л.с.;
– изготовлен уникальный 20-тонный железнодорожный кран;
– построен кузнечно-штамповочный цех.
1936
– изготовлен первый паровоз серии СО19 с тендер-конденсатором, обеспечивающим экономию топлива и воды;
– в соответствии с приказом Народного комиссариата оборонной промышленности Харьковскому паровозостроительному заводу им. Коминтерна было присвоено номерное обозначение, и он стал именоваться «Завод № 183 им. Коминтерна НКОП СССР». В январе 1937 г. номерные обозначения были введены и для отделов и цехов завода. Танковый отдел Т2 получил обозначение отдел «100», конструкторское бюро Т2К, возглавляемое М.И. Кошкиным – конструкторское бюро «190», а опытный цех Т2О – цех «191».
1937
– освоено производство литой броневой стали;
– завершено строительство цветно-литейного корпуса;
1938
– в танковом КБ ХПЗ разработана концепция среднего танка с оптимальным сочетанием противоснарядной броневой защиты, мощного пушечного вооружения и высокой маневренности с использованием дизеля В-2;
– дизель В-2 прошел испытания и рекомендован к серийному производству;
– вступил в строй корпус 400 моторного производства.
1939
– начато серийное производство модернизированного танка БТ-7М с дизелем В-2 вместо бензинового двигателя М-17Т;
– изготовлены опытные образцы танков А-20 и А-32;
– Советом народных комиссаров (СНК) СССР принято решение о разделении ХПЗ на два завода: завод № 183 имени Коминтерна и завод № 75, куда отошло производство танкового дизеля В-2;
– начато серийное производство дизелей В-2 следующих модификаций:
В-2/34 (500 л.с.) – для среднего танка Т-34,
В-2В (375 л.с.) – для арттягача «Ворошиловец»,
В-2К (600 л.с.) – для тяжелого танка КВ,
В-4 (250 л.с.) – для легкого танка.
1940
– изготовление и испытания двух опытных танков А34;
– проведен пробег танков А-34 по маршруту Харьков – Москва – Харьков;
– танки Т-34 с дизелем В-2/34 и КВ с дизелем В-2К приняты на вооружение Красной Армии;
– начато серийное производство танков Т-34.
1941
– достигнута проектная мощность заводом № 183 по выпуску танков Т-34, заводом № 75 по выпуску дизелей В-2;
– эвакуация танкового отдела завода № 183 и части паровозного отдела в Нижний Тагил, на площадку Уралвагонзавода. На новой площадке, в состав основного Харьковского завода № 183, влились: Уралвагонзавод, эвакуированные Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича и Московский станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе, институт электросварки АН УССР академика Е.О.Патона. Новое производственное предприятие получило название Уральский танковый завод (УТЗ) № 183.
– эвакуация моторного завода № 75 в Челябинск, на площадку Челябинского тракторного завода, где совместно с эвакуированным в Челябинск Ленинградским Кировским заводом был организован Челябинский Кировский завод (ЧКЗ) по производству танков и дизелей В-2;
– основная часть паровозного отдела завода № 183 эвакуирована в Красноярск, где в составе эвакуированного Брянского паровозостроительного завода было развёрнуто производство вооружения, а с 1943 года — производство паровозов;
– первые танки Т-34 уральского производства отправлены на фронт;
– в сентябре 1941 г. все экспериментальные и исследовательские работы в области сварки брони возложены на Институт электросварки АН УССР, которому передавалось все имущество как сварочной лаборатории УВЗ, так и 183-го завода.
– приказом директора завода №183 от 8 декабря 1941 г. была создана центральная заводская лаборатория (ЦЗЛ, или «отдел 34») с обязанностями осуществлять: «... наряду с выполнением работ по обеспечению производства химанализами металлов и материалов, результатами механических, металлографических и др. испытаний:
1. Проведение исследовательских работ по литейному, кузнечно-прессовому, термическому производствам, плавильным и нагревательным устройствам, направленных на улучшение качества, уменьшение трудоемкости, экономию дорогостоящих ферросплавов, металлов и материалов.
2. Разработку инструкций по выплавке, разливке и горячей обработке металлов.
3. Выбор марок сталей и др. металлов. Исследование и внедрение в производство заменителей.
4. Установление принципиальных схем и режимов термообработки металлов.
5. Внедрение новых методов испытания металлов и контроля металлургических и термических процессов». Необходимо только добавить, что основную часть коллектива ЦЗЛ составили сотрудники Харьковского института металлов, эвакуированного вместе заводом №183.
1942
– на заводах № 183 и № 75 достигнут, а затем и превзойден довоенный уровень производства танков и дизелей;
– на ЧКЗ параллельно с выпуском танков КВ и дизелей В-2 начато производство танков Т-34;
– в производстве танков внедрены автоматическая электросварка по технологии и с участием Института электросварки АН УССР под руководством Е.О.Патона.
1943
– начаты работы по модернизированному танку Т-34/85;
– начат выпуск тяжелых танков ИС с дизелями В-2ИС;
– после освобождения в августе 1943 г. Харькова на завод прибыла группа специалистов для организации восстановления завода;
– на базе завода и других предприятий организован завод № 75 по ремонту, а затем и производству бронетанковой техники;
– начаты работы по изготовлению артиллерийского тягача АТ-45 с дизелем В-2-45 350 л.с.;
– разработан проект нового танка Т-44 с усиленной броневой защитой, улучшенными ходовыми качествами.
1944
– на ЧКЗ и УТЗ начат выпуск модернизированного танка Т-34/85;
– на заводе № 75 в Харькове восстановлен отдел 1600 по опытному моторостроению;
– реэвакуация работников Коломенского паровозостроительного завода и завода № 38 (Киров) в Харьков на завод № 75;
– принято правительственное решение об организации производства арттягача АТ-45;
– в отделе 1600 выделена группа конструкторов для разработки 2-хтактного танкового дизеля мощностью 1000 л.с. (ДД1);
– проведены испытания опытных образцов танка Т-54.
1945
– с конвейера УТЗ сошел 35-тысячный танк Т-34, установленный затем на постаменте у проходной завода;
– на заводе № 75 в Харькове организовано дизельно-конструкторское бюро;
– начаты разработки по тепловозу, тепловозному 4-хтактному двигателю мощностью 1000 л.с., новому арттягачу.
1946
– на вооружение Советской армии принят танк Т-54;
– на заводе сдан в эксплуатацию дизельный цех;
– начато производство тепловозных 4-хтактных дизелей Д50 1000 л.с.;
– разработаны конструкции и выпущены первые партии шахтных электровозов и мотовозов;
– освоен серийный выпуск тепловозов ТЭ1-20.
1947
– начато производство магистральных тепловозов ТЭ1 с дизелями Д50 мощностью 1000 л.с.;
– начаты работы по изготовлению арттягача АТТ-1.
1948
– начаты проектные работы по 2-х секционному тепловозу ТЭ2 с двумя дизелями Д50;
– создано КБ по тепловозному двухтактному дизелю Д100 2000л.с.;
– выпуск тепловоза ТЭ5.
1949
– закончена разработка документации на производство дизеля Д100;
– изготовлен первый образец танкового двухтактного дизеля ДД-2 1200 мощностью 1200 л.с.;
– создан конструкторский отдел по тепловозным дизелям – отдел 60Д;
– изготовлена первая партия арттягачей АТТ-1.
1950
– начато серийное производство тепловозов ТЭ2 с дизелями Д50;
– создана судовая модификация дизеля Д50 - Д50С 900 л.с.
1951
– изготовлен опытный дизель типа Д100;
– произведена основная модернизация танка Т-54, поставлен на производство танк Т-54А.
1952
– изготовлен опытный тепловозный дизель 2Д100 мощностью 2000 л.с.
1953
– начаты работы по 2-х секционному грузовому тепловозу ТЭ-3 мощностью 4000 л.с.;
– создан тепловозный дизель 2Д50 мощностью 1150 л.с.
1954
– изготовлен опытный 2-х секционный магистральный грузовой тепловоз ТЭ-3 с дизелями 2Д100.
1955
– принят на вооружение Советской армии танк Т-55.
1956
– начато серийное производство тепловозов ТЭ-3;
– организован конструкторский отдел 60Б по танковым дизелям, где начата разработка танкового турбопоршневого дизеля 5ТД;
– начат крупносерийный выпуск тепловозов ТЭ-3;
– начата разработка тепловозного дизеля 9Д100 мощностью 3000 л.с.;
– производство дизелей Д50 передано Пензенскому дизельному заводу.
1957
– выпущен юбилейный 1000-й тепловоз ТЭ-3;
– изготовлена первая партия пассажирских тепловозов ТЭ7 мощностью 4000 л.с. на базе тепловозов ТЭ-3;
– разработан и поставлен на производство тягач БТМ-3.
1958
– разработан и изготовлен первый односекционный тепловоз ТЭ10 с дизелем 9Д100 мощностью 3000 л.с.;
– разработан и изготовлен тягач-снегоход «Харьковчанка» для обеспечения исследовательских работ в Антарктиде.
1959
– разработан тепловозный дизель 10Д100 мощностью 3000 л.с., созданы судовая – 3Д100М и стационарные модификации дизеля – 7Д100 и 11Д100;
– поставлен на серийное производство тепловоз ТЭ10 с дизелем 10Д100;
– разработан пассажирский тепловоз ТЭП10 «Стрела» на базе тепловоза ТЭ10;
– разработан магистральный грузовой тепловоз 2ТЭ10 «Украина» мощностью 6000 л.с. в двух секциях;
– изготовлен образец танка нового поколения с дизелем 5ТД, впоследствии танк получил название Т64.
1960
– выпуск первого тепловоза 2ТЭ10 «Украина».
1961
– разработан и изготовлен опытный образец магистрального тепловоза ТЭ30 с дизелем 6Д100;
– начат серийный выпуск тепловозов ТЭП10 (тепловоз с электрической передачей пассажирский), именное обозначение — «Стрела».
1963
– начат серийный выпуск газовых двигателей 11ГД100;
– начат серийный выпуск судовых дизелей 14Д100;
– изготовлен стационарный газовый мотор-генератор 11ГД100 мощностью 1000 кВт при 750 об./мин., он успешно прошел Междуведомственные испытания, с 1964 года был внедрен в серийное производство. Опыт эксплуатации газовых мотор-генераторов 11ГД100 на магистральных газопроводах убедительно показал, что в сравнении со стационарными дизель-генераторами 11Д100 имеют значительные преимущества по стоимости вырабатываемой электроэнергии, расходу масла, сроку службы (ресурсу), надежности, износостойкости и другим показателям.
1964
– изготовлен опытный образец 2-х секционного тепловоза 2ТЭ40 «Украина-2» с дизелями Д700 мощностью 6000 л.с.;
– завод вошел в группу 25 крупнейших заводов СССР.
1967
– принят на вооружение Советской армии основной танк Т-64 с дизелем 5ТДФ.
1968
– по решению Совета министров СССР прекращено производство тепловозов на заводе имени В.А.Малышева;
– начато проектирование бронепоезда БП-1.
1969
– проведена модернизация танка Т-64, начато производство танка Т-64А;
– организован Вычислительный центр завода с использованием ЭВМ.
1970
– изготовлен опытный 16-цилиндровый дизель-генератор 3Д70 мощностью 4000 л.с.;
– организован отдел автоматизированных систем управления производством (АСУП);
– организован отдел 34 на базе ЦЗЛ завода;
– проведены испытания опытного образца бронепоезда БП-1.
1971
– введен в строй инженерный корпус завода.
1973
– разработан и поставлен на производство командирский танк Т-64К.
1974
– изготовлен дизель 2Д70 увеличенной размерности.
1975
– разработан и поставлен на производство тягач-снегоход – изделие 401А.
1976
– разработан и изготовлен тягач-снегоход «Харьковчанка -2» для обеспечения исследовательских работ в Антарктиде;
– поставлен на производство танк Т-64Б.
1977
– разработан и поставлен на производство тяжелый транспортер-тягач МТТ;
– завод преобразован в Производственное объединение «Завод имени Малышева».
1978
– разработан и поставлен на производство тягач-снегоход 403Б для обеспечения транспортных работ в Антарктиде;
– ХЗТМ стал головным предприятием производственного объединения «Завод имени Малышева».
1981
– начато производство танков Т-80 с газотурбинным двигателем, поставляемым по кооперации.
1982
– проводятся эксплуатационные испытания дизелей 6ДН на карьерных самосвалах БелАЗ-548А.
1983
– поставлен на производство танк Т64БМ с дизелем 6ТД-1 мощностью 1000 л.с.
1985
– проведена модернизация танка Т-64Б, поставлен на производство танк Т-64БВ.
1986
– начато изготовление танков Т-80УД на базе танка Т-80 с дизелем 6ТД;
– дизель 6ТД-2 мощностью 1000 л.с. принят на вооружение Советской Армии и поставлен на серийное производство.
1987
– прекращено производство танка Т64, завод полностью перешел на выпуск танков Т-80УД.
1991
– выпущен первый 4-х колесный мотоцикл
19992
– изготовлен кран грузоподъемностью 25 т. с телескопической стрелой на базе тягача;
– выпущена опытная партия дизель-генераторной установки мощностью 300 кВт;
- выпущены опытные образцы двигателя 3ТД для автобусов.
1993
– выпущен первый мини-трактор ТМКД;
– выпущены первые образцы установки для тушения пожаров на базе тягача;
– освоен выпуск продукции для угледобывающей промышленности;
– танк Т-80УД продемонстрирован в Пакистане. Демонстрация была успешной, в результате чего Т-80УД стал потенциальным кандидатом на роль нового основного боевого танка армии Пакистана.
1995
– два танка Т-80УД были доставлены в Пакистан, где были проведены их всесторонние испытания пакистанскими военными. Испытания длились два месяца и включали как стрельбовые, так и ходовые испытания.
1996
– заключен контракт с Пакистаном на поставку 320 танков Т-80УД (поставки с 1997 по 1999). После подписания контракта с Пакистаном украинские танкостроители столкнулись с различными непредвиденными препятствиями, поскольку около 70 процентов компонентов танка было необходимо импортировать из других регионов бывшего Советского Союза. В результате Украине пришлось принимать меры по созданию всех необходимых производственных мощностей у себя. Танки Т-80УД для Пакистана изготавливались с интенсивностью 100-110 машин в год. Первая партия танков была поставлена в Пакистан в начале 1997 года, а в ноябре 1999 года поставки были успешно завершены.
1997
– заключено соглашение о производстве комбайна «Обрій».
1998
– выпуск первого комбайна «Обрій».
2000
– основной боевой танк Т-84 «Оплот» на основании постановления Кабинета министров Украины за №237-5 от 08.02.2000 г. принят на вооружение ВС Украины;
– выполнены работы по организации производства зерноуборочных комбайнов «Зубр».
2010
– на выставке вооружения AAD (ЮАР, сентябрь 2010) впервые продемонстрирован танк Т-64 БМ «Булат»
2011
– завод вошел в состав Государственного концерна «Укроборонпром».
Источники:
– ХПЗ – Завод имени Малышева. 1895-1995. Краткая история развития. – Харьков, Прапор, 1995.
– Сквозь огненные годы. Очерк истории завода транспортного машиностроения имени В.А.Малышева. – Харьков, Прапор, 1967.
– Производственное объединение «Завод имени В.А.Малышева». – Харьков, Облполиграфиздат, 1978.
– Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени А.А.Морозова. – Харьков, РА «Ирис», 1998.
– официальный сайт ГП «Завод имени В.А. Малышева» www.malyshevplant.com
– официальный сайт Харьковского конструкторского бюро по машиностроению имени А.А.Морозова
www.morozov.com.ua