Get Adobe Flash player
    Сюжеты техноведения

    Из истории Харьковского Электромеханического завода


    Административное здание завода «Унион», Рига

    В конце 1887 года владелец небольшой монтажной фирмы и представитель нескольких Берлинских электротехнических фирм купец второй гильдии Генрих Детман (Heinrih Detmanis) купил для своей фирмы у купцов братьев Камариных участок земли в 1200 квадратных саженей у Псковского шоссе в Риге.

    С 1888 года фирма Г. Детмана называлась Русско-Балтийский электротехнический завод. На этом заводе, например, было изготовлено и установлено оборудование электротехнической лаборатории Рижского Политехникума (сейчас Латвийский Университет). Завод изготовил первую динамомашину, установленную на цементной фабрике Шмидта в Риге. В 1896 году Детман построил на своем участке первое двухэтажное здание заводоуправления, сохранившееся до настоящего времени.

    С 1898 г. до 1914 г. построены еще 4 корпуса завода.

    Внешний декор фасада, обращенного на главную улицу Риги, украсила внушительная скульптура древнегреческого бога Зевса-громовержеца. Он помещен автором скульптурного оформления А.Фольцем (1851-1926) в обрамленную колоннами нишу, и изображен со сжатыми в руках стрелами молний. У его ног - орел как мифологический символ небесной силы и огня. Очевидно, данная композиция должна была вызывать ассоциативный ряд энергии и мощи, созвучный профилю предприятия.

    Корпус (и административное здание) завода «Унион» строил по проекту зодчего Генриха Шееля (1829-1909) архитектор-каменщик Христиан Кергалв (Кришьянис Кергалвис). Увидев творение мастера, восхищенный император Николай II пригласил старейшину «скамьи каменщиков» Рижской малой гильдии воплощать смелые идеи «промышленного модерна» в других губерниях России.

    При сооружении этого корпуса был применен внутренний металлический каркас и железные перекрытия стропильных ферм с вмонтированными окнами верхнего этажа. Такое инженерное решение обеспечило долговечность постройки. Почти через полтора десятилетия (в 1912-1914 гг.) на территории «Униона» возвели еще два корпуса (4-й и 15-й по современной нумерации), спроектированные немецким архитектором Петером Беренсом (1868-1940). Этот уже известный в Европе мастер промышленного зодчества, широко использовал свой опыт в Риге. Здесь он использовал каркасные конструкции, позволившие отказаться от традиционных схем композиции и создать рациональную планировку цехов в соответствии с профилем производства. Его творение отличалось четким ритмом колонн, большепролетными перекрытиями, новыми приемами членения больших поверхностей.

    Со временем основными заказами завода стали изготовление и установка электротехнического оборудования военно-морских судов. Правление фирмы находилось в Санкт-Петербурге. Меняя собственников и структуру, предприятие меняло и названия.

    1898 г. - Русское электрическое общество «Унионъ»

    1904 г. - Германская фирма AEG

    1905 г. - Акционерное русское общество «Всеобщая компания электричества» - ВКЭ.


    В июле 1915 г. с началом наступления немцев и приближением линии фронта к Риге из города вглубь России начали эвакуировать промышленные предприятия. Вместе с первой в России велосипедной фабрикой «Россия» Александра Лейтнера, созданной в 1886 году, в город Харьков стали вывозить и оборудование ВКЭ вместе с работниками.

    Кстати, из фабрики А. Лейтнера «Россия» впоследствии вырос Харьковский велосипедный завод - ХВЗ (название принято с 1923 года).

    Для эвакуации ВКЭ потребовалось 1470 вагонов. Небольшая часть оборудования была вывезена в Петроград и Москву, а основная его часть оказалась в Харькове. Сюда приехали около 3000 работников завода и примерно столько же членов их семей. Вначале завод разместился в помещениях бывшего немецкого завода сельскохозяйственных машин «Helferich - Sade» и с 1 октября начал выпускать военную продукцию. К концу 1915 г. сюда перевезли часть оборудования и персонала их Москвы и Петрограда. А на окраине Харькова у Чугуевского шоссе на участке в 20 десятин начали строить новое здание завода. 20 ноября 1916 года состоялось торжественное открытие нового завода, название осталось прежним - Всеобщая Компания Электричества.

    С 20 декабря 1917 г. завод стал называться Электросила - 1.

    С 1925 г. это Харьковский Электромеханический завод (ХЭМЗ) - многопрофильное электротехническое предприятие, производящее комплектное электрооборудование для химической, металлургической, горнодобывающей промышленности и других отраслей.


    Источники: 
    Радио в Риге
    Русские Латвии
    Радио "Nostalgia"
    Информационно-новостной сайт Латвии

    Балаклиец Анатолий: персональный сайт © 2008 -


    Flag Counter
    МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов Яндекс.Метрика