Get Adobe Flash player
    Краеведение

    "Духовная академия" Слобожанщины

    Посохова Л. Ю.


    Людмила Юрьевна Посохова родилась 7 мая 1966 года в г. Харькове. В течение 1985-1990 лет училась на историческом факультете Харьковского государственного университета имени О. М. Горького, который закончила с отличием. В 1988 году стала учителем истории средней школы № 53 м. Харькова, а в 1990 году - преподавателем в Харьковском инженерно-строительном институте. С 1992 по 1995 год училась в аспирантуре Харьковского государственного педагогического университета имени Г. С. Сковороды, и в 1996 году защитила кандидатскую диссертацию "Харьковский коллегиум и его просветительская роль (XVIII - первая половина XIX ст.) ".

    С 1992 по 2002 год занимала должности преподавателя и доцента (с 1999 года) кафедры исторических дисциплин Харьковского государственного педагогического университета имени Г. С. Сковороды. В 2002 году Л.Ю. Посохова стала доцентом кафедры истории Украины исторического факультета Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина, а в июне 2007 года стала докторантом этой же кафедры, которым была до 2010 года. В 2012 году Л.Ю. Посоховой была защищена докторская диссертация "Православные коллегиумы Украины в конце XVII - в начале XIX в." (c сайта uk.wikipedia.org).

    Графическая реконструкция здания Харьковского коллегиума

    Почти 300 лет назад был основан Харьковский коллегиум - первый крупный просветительский центр Слободской Украины. На протяжении XVIII века и в первой половине XIX века это учебное заведение благоприятно влияло на культурную и духовную жизнь не только Слобожанщины, но и далеко за ее пределами.

    Становление Харькова как центра Слободской Украины относится к XVIII веку. Подтверждением тому обычно служит факт превращения нашего города в центр губернии и епархии. Однако немаловажную роль в этом процессе сыграл Харьковский коллегиум - учебное заведение, которое сделало город центром науки, образования, культуры. Создание данной школы, по словам известного украинского историка Д.И.Багалея, "духовной Академии" края, стало одним из поворотных пунктов в истории нашего региона. Коллегиум как тип учебного заведения пришел в Украину из Западной Европы, где существовали иезуитские коллегиумы. На территории Украины их также было немало: например, в BXVII-XVIII веках иезуитские коллегиумы действовали в Луцке, Остроге, Овруче, Житомире и т.д. Во Львовском иезуитском коллегиуме получил образование Богдан Хмельницкий. Однако наибольшую известность в Украине приобрела православная Киево-Могилянская коллегия. Под ее влиянием и с ее помощью были открыты коллегии в Виннице, Кременце, Гоше. Позднее по такому же образцу были созданы Черниговский и Переяславский коллегиумы.

    В 1721 году, одновременно с основанием Святейшего Синода, появляется и его первый акт - «Духовный Регламент". Его автором был известный деятель того времени, воспитанник, а затем ректор Киево-Могилянской академии, фактически глава русской православной церкви, Феофан Прокопович. Регламент обосновывал церковную реформу, а также определял функции Синода по руководству церковью, которая окончательно превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата абсолютистского Российского государства. Между тем, важное место в этом документе, среди прочего, уделялось упорядочению духовного образования. 'В частности, на епископов возлагалась обязанность открытия духовных школ при своих архиерейских домах, в которых должны были получать образование, прежде всего, дети духовенства. Об этом в документе rовоРилось так: «Всяк епископ имел в доме своем или при доме школу для детей священнических или и прочих, в надежду священничества определенных".

    В следующем году при Белгородском Николаевском монастыре было основано новое учебное заведение. Причем эта школа была открыта белгородским епископом Епифанием Тихорским гораздо раньше, чем подобные школы появились в других городах Российской империи.

    Личность и деятельность Епифания Тихорского долгое время оставалась вне поля зрения исследователей - историков. Между тем, им была проведена огромная работа по становлению просвещения в нашем регионе и в Харькове, в частности, в первой половине XVIII века. При этом он показал себя образованным человеком с передовыми взглядами и неутомимой энергией.

    Начальный период жизни Епифания проследить довольно трудно. Известно, что он был выходцем из той части Украины, которая находилась под властью Польши. Образование он получил, как и многие другие белгородские епископы XVIII века, в Киево-Могилянской академии. В числе немногих наиболее способных учеников был оставлен в качестве преподавателя академии, а потом стал в ней "наместником по экономии". Это было в период ректорства Феофана Прокоповича. Несколько позже деятельность и старания Тихорского в этой должности Прокопович оценил в своем письме к новому ректору академии Рафаилу Заборовскому, где указал, что именно благодаря Епифанию в академии "преизобильное было довольство и не только для своих, но и для подарков многим господам ... В народе даже слух пошел, что в Братском монастыре клад нашли".

    В это время выпускники Киевской академии высоко ценились за хорошую подготовку и образованность. Не случайно их часто приглашали на ответственные церковные должности в разные города. Большое их количество было среди учителей Московской духовной академии. После академии Тихорский продолжил церковную карьеру в сане архимандрита Нежинского Благовещенского монастыря, а 9 июля 1722 года он был рукоположен в сан епископа Белгородского и Обоянского (в то время Харьков, как и значительная часть Слобожанщины, входил в состав Белгородской епархии). Без сомнения, Епифаний находился под влиянием просветительских традиций Киево-Могилянской академии, поскольку сразу же по занятии им кафедры все свои силы направил на создание в епархии духовной школы по образцу Славной академии.

    В 1726 году белгородская духовная школа была переведена в Харьков, где несколько позже получила статус коллегиума.

    Долгое время дата перевода оставалась спорной. Это связано с тем, что документация велась тогда недостаточно четко. И все же, на сегодняшний день есть источники, позволяющие с уверенностью говорить о том, что школа появилась в Харькове именно в 1726 году.

    Каковы же причины этого перевода? На первый взгляд, все дело заключается только лишь в желании князя М.М.Голицына, управлявшего Слободской Украиной, который имел свою резиденцию в Харькове, поднять статус города перенесением сюда школы. Но в таком случае непонятно, почему дал свое согласие на это епископ Белгородский, создатель школы, немало болевший за свое детище. Думается, что не только надежда на поддержку и покровительство влиятельного сановника подвигли его на это (хотя и такой тезис небезоснователен, учитывая дальнейшие действия князей Голицыных, которые стали меценатами коллегиума). Мечтая об украинской академии на восточных землях, Тихорский обратил свой взор на Харьков, который, по словам Д.И.Багалея, во второ четверти XVIII века "был чисто украинским городом". Семя упало на благодатную почву, и уже в З0 - 40-ые годы XVIII века Харьковский коллегиум предстает крупным образовательным центром. Не случайно В.Н.Каразин, один из основателей Харьковского университета, в своей работе "Взгляд на украинскую старину", напишет так: «Я уверен, что столь ранние успехи (просвещения) в Харькове, казацком полковом городе, не более чем за сто лет от первоначального его заселения среди пустынь, удивят читателя".

    Сразу же после переезда школы в Харьков начали складываться ее владения. На свои средства Епифаний приобрел земли для школы. Он добился для коллегиума права пользования, богатыми доходами от почитаемой жителями Каплуновской иконы Богоматери (по легенде, икона сопутствовала войскам и помогла в Полтавском бою). В Синод он писал, что в школе "детей с6бралося немалое число, и они начали уже учиться ... и для честного их содержания необходимы еще и привесы, находящиеся при иконе".

    Помимо Епифания Тихорского, значительныe пожалования сделал князь М.М.Голицын. Он купил ряд сел (Песочки, Замосский Кут и др.) с хуторами и угодьями и передал их на содержание учителей и учеников. Впоследствии потомки Голицына по семейной традиции также много жертвовали на это учебное заведение, помогали талантливым ученикам, хлопотали перед правительством о школе. Поддержку новому учебному заведению оказали представитли разных слоев населения, жертвуя хозяйственные угодья, земли, деньги и т. д. Например, вдова казацкого сотника Даниила Черняка передала школе соседнее с домом Шидловского дворовое место, священник храма Рождества Христова за рекой Лопанью Алексей Бородаев - свою леваду с вишневым садом на Ольшанском шляху, а село Рубановка досталось в дар школе от вдовы есаула Рубанова. Эти примеры можно продолжить. Уже в первые годы своего существования только в черте Харькова школа имела более 30 дворовых мест с постройками, садами, огородами, левадами, а кроме того, 5 сел и 4 хутора с 650 душами мужского пола, земли пахотной и сенокосной 3076 десятин, лесов - 1409 десятин, 3 винокуренных завода, 51 мельницу. Владения коллегиума не ограничивались Харьковом и ближайшей округой, а размещались также в Валковском, 3меевском, Изюмском, Грайворонском уездах, а также в Курской губернии. Дореволюционные исследователи, изучавшие историю духовных школ Российской империи, отмечали, что таких колоссальных пожертвований другие школы не знали, большинство из них вообще не имело владений и в скором времени , "за неимением средств", как писали епископы в Синод, были распущены.

    После перевода школы в Харьков и в ней самой произошли существенные изменения. Прежде всего, следует отметить, что она стала всесословным учебным заведением. То есть, кроме детей духовенства (хотя они и в дальнейшем составляли большинство), в ней могли получать образование дети других сословий: дворянства, казаков, мещан, купцов и даже крестьян. Всесословность - черта всех украинских школ, в которой проявились демократические традиции украинского общества казацкой эпохи. Именно это обстоятельство и было при¬чиной такой активной поддержки школы разными категориями населения, которое видело в ней "свое" учебное заведение. Еще одной существенной переменой было появление высшего - богословского класса, которого не было в белгородский период ее существования. Объем учебных предметов, которые преподавались в Харьковской школе, был таким, как в Киево-Могилянской академии, Московской академии, Александро-Невской, Новгородской и Казанской семинариях. Все остальные духовные учебные заведения Российской империи не имели в программах высших дисциплин. Да и вообще в то время было очень мало людей, которые бы имели высшее философское и богословское образование. Так, в 1727 году на всю империю было только 60 человек с богословским образованием. То есть сразу же по возникновении школа заняла весьма важное место среди себе подобных. В Харьковском коллегиуме сложился так называемый "полный курс наук", состоящий из 8 классов, который почти полностью копировал учебный порядок Киево-Могилянской академии. Первые четыре класса были грамматическими, затем следовали классы поэтики, риторики, философии и богословия.

    В 1731 году школа получила название «коллегиум» жалованной грамотой Анны Иоанновны, которую выхлопотал Епифаний Тихорский. Эта грамота защищала коллегиум от притеснений и обид, закрепляла всесословный характер и преподавание полного курса наук. Тихорский в ней назывался "первым строителем этого монастыря и училища", и в коллегиуме повелевалось учить "всякого народа и звания детей православных ... и преподавать учения с усердным тщанием, ревностию и радением". Однако небезынтересно отметить тот факт, что в 40-е годы XVIII века в различных документах (и местных и центральных органов управления) коллегиум называется Харьковской или Тихорецианской"«академией».

    Учебное заведение не случайно называлось именем его создателя. Епифаний Тихорский, как и многие другие представители церкви, занимает достойное место в ряду с такими просветителями края как Г.С.Сковорода, В.Н.Каразин, Х.Д.Алчевская ... Тихорский не просто основал коллегиум. Он приложил немало сил, чтобы найти, заинтересовать и пригласить талантливых учителей. Уже в первые годы он направил способных студентов за границу, в частности, в Германию, для продолжения обучения с тем, чтобы они могли вернуться в коллегиум в качестве преподавателей.

    При Епифании Тихорском в 1727 году был основан первый в Харькове церковный хор, состоявший из учеников коллегиума. Его собственное собрание книг, довольно значительное для того времени, легло в основу библиотеки Харьковского коллегиума - первой в Слободской Украине. Позже эта библиотека стала крупнейшим в нашем крае собранием книг по различным отраслям знания, а также раритетов, уникальных изданий на многих языках.

    Харьковский коллегиум стал яркой страницей в истории образования и культуры Слободской Украины, а его традиции впоследствии были продолжены Харьковским университетом и другими учебными центрами.

    Источник: Альманах "Зеркальная струя", № 8, 1996 год.


    Харьковский Коллегиум
    (с сайта ortho-rus.ru)

    Дата учреждения: 1721 г.

    Дата закрытия: 1840 г.

    Харьковский Коллегиум открыт в 1721 г. в Белгороде епископом Белгородским и Обоянским Епифанием (Тихорским). В 1726 г. перенесен по просьбе князя М.М. Голицына в Харьков, в Покровский монастырь. Утверждено в 1731 г. как славяно-греко-латинская школа императрицей Анной Иоанновной. В виду обучения в школе детей духовного и светского званий, ее наименовали Коллегиумом. После 1805 г. (год открытия в Харькове Университета) Коллегиум обратился в чисто духовную школу. В 1817 г. включен в число духовных семинарий, а в 1840 г. стал именоваться духовной семинарией. Во главе Коллегиума стоял ректор, который имел сначала сан игумена, а затем сан архимандрита. Он же являлся настоятелем Покровского монастыря. Помощником ректора по учебно-воспитательной части был префект (переименованный в 1817 г. в инспектора). Органом внутреннего управления служила контора (преобразованная в 1798 г. в правление), в состав которой входили: ректор, префект и несколько преподавателей (с 1817 г. в состав правления входили: ректор, инспектор и эконом). Средства содержания Коллегиума были различными. Учебный курс был копией учебного курса Киевской академии с некоторыми местными отличиями. Была возможность посылать молодых людей за границу, приглашать учителей из-за границы. Большое внимание обращалось на преподавание русского языка. Было введено преподавание математики, истории, географии и новых языков. Полный объем курса составляли: богословие, ифика, философия, история, география, естествознание, физика, арифметика, геометрия, архитектура, инженерство, артиллерия, геодезия, риторика, пиитика, музыка, рисование, языки: русский, славянский, латинский, греческий, еврейский, французский, немецкий и итальянский; сельское хозяйство и медицина.

    Коллегиум принадлежал к числу выдающихся учебных заведений 18 века. Это было образцовое училище на юге России, первое после Киевской академии. Когда в 1739 г. преосвященный Петр (Смелич), архиепископ Белоградский, по причине свирепствовавшей в Харькове эпидемии, перевел Коллегиум в архиерейскую слободу Грайвороны и хотел было оставить его там навсегда, Св. Синод писал ему, что «таковым знатным училищам в селах быть весьма неприлично, а наипаче от внешних стран имеет быть не без зазрения». Ректору Коллегиума велено было носить мантию со скрижалями и крест, по примеру ректора Московской академии, а также - носить панагию и употреблять рипиды. Сравнение ректора Коллегиума с ректором академии, а также совпавшее с ним по времени расширение круга наук коллегиумского преподавания послужили поводом к закреплению за Коллегиумом названия Академия: его называли иногда Харьковской академией или Тихориаской академией (по имени основателя - Епифания Тихорского). Бывшие воспитанники Коллегиума: киевские митрополиты Арсений (Могилянский) и Гавриил (Кременецкий), профессора Московского университета И. Двигубский, Е. Мухин и М. Каченовский, философ Г. Сковорода, литераторы С. Писаревский, П. Писаревский, С. Александрович, П. Корениций и др.


    "История Харьковской Духовной Семинарии"
    (фрагмент статьи с сайта eparchia.kharkov.ua)

    С XVIII до начала XIX века просветительским центром Слободской Украины был Харьковский коллегиум.

    Его история начинается с 1726 года, когда Белгородский епископ Епифаний (Тихорский), воспитанник Киево-Могилянской академии, своим указом перевел славяно-греко-латинскую духовную школу, состоявшую при Николаевском Белгородском монастыре, в город Харьков. Покровителем Харьковского коллегиума был генерал-фельдмаршал князь М. М. Голицын, который находился в Харькове и руководил войсками Слободской Украины.

    Духовная школа располагалась в двухэтажном каменном доме, находящемся рядом с Покровской церковью, на территории харьковской крепости. Изначально планировалось, что школа будет для всех сословий, в ней будут обучаться дети духовенства и светских лиц, отчего она в 1734 г. получила статус коллегиума. В отдельные годы в коллегиуме обучалось до 800 человек.

    В системе образования образцом для Харьковского коллегиума служила Киево-Могилянская академия. Но перечень учебных дисциплин в коллегиуме был шире. В 1730 году были открыты классы славяно-русского языка, латинского языка, поэтики, риторики, философии, богословия, в 1740 году - греческого, французского и немецкого языков, в 1768 году - математики, геометрии, архитектуры, географии, итальянского языка, в 1779 году - музыки, в 1795 г. - физики и естественной истории, в 1808 году - сельского хозяйства и медицины. Воспитанники коллегиума учились составлять и произносить проповеди, проводить диспуты на латинском и русском языках, сочинять стихи. Богословие преподавалось по Феофану Прокоповичу, риторика и русская словесность по Михаилу Ломоносову. В 1805 г. в библиотеке коллегиума было более 2000 книг на разных языках.

    Выпускники коллегиума могли служить и в духовных, и в гражданских ведомствах. В 1759-1769 гг. (с перерывами) в коллегиуме преподавал знаменитый философ Г.С.Сковорода. Харьковский коллегиум оставался единственным высшим учебным заведением в Слободской Украине до открытия Харьковского университета в 1805 году.

    В 1805 году в Харькове был открыт университет, и роль коллегиума изменилась. Обучение было переведено на 6-летнюю программу. В 1817 г. Харьковский коллегиум был преобразован в третьеразрядную семинарию - учебное заведение исключительно для лиц духовного звания. При нем были открыты духовные, уездные и приходские училища. В коллегиум могли поступать только после уездных училищ.

    Учебная программа включала следующие предметы: в низшем отделении читались риторика, поэзия, церковное красноречие, гражданская, всеобщая и русская история, латинский, греческий, французский, немецкий языки; в среднем - логика, психология, церковно-библейская история и история Нового Завета и Церкви, физика, математика, латинские и греческие писатели, французский и немецкий языки; в высшем - догматическое, нравственное, практическое и обличительное богословие, церковно-библейская история, церковная история, всеобщая и русская история, толкование Священного Писания, еврейский язык. В училище преподавался Закон Божий (краткий катехизис), начало русской грамматики, латинского и греческого языков, арифметики, чистописание и нотное пение. Главными предметы того времени были богословие, философия и словесность.

    В 1840 году коллегиум был переименован в Харьковскую Духовную Семинарию.


    История Харьковского коллегиума
    (с сайта ru.wikipedia.org)

    Основан в 1721 году в Белгороде и первоначально именовалось как «Славяно-греко-латинская школа». В 1726 году перереведена в Харьков. Утверждена в 1731 году императрицей Анной Иоанновной как славяно-греко-латинская школа. В виду обучения в школе детей духовного и светского званий школа стала с 1734 года именоваться Коллегиумом по образцу Киево-Могилянского коллегиума, что обусловило сходство основных принципов управления и учебно-воспитательного процесса.

    Основоположники Xарьковского коллегиума — белгородский епископ Епифаний (Тихорский) и князь Михаил Голицын. Харьковский коллегиум был вторым по значению после Киево-Могилянской академии учебным и научным центром в Украине.

    Становлению Харьковского коллегиума способствовала широкая благотворительная поддержка различных слоёв населения Слободской Украины, благодаря которой сложились его значительные земельные и хозяйственные владения. В коллегиум принимали детей всех социальных состояний — казачества, духовенства, горожан. Наличие большого хозяйства давало возможность обучать и удерживать значительное количество учащихся (в среди XVIII века — 400, в начале XIX века — более 800).

    Содержание учебных программ было близко к программам Киево-Могилянской академии и Московского университета. В Харьковском коллегиуме преподавали пиитику, риторику, философию, богословие, греческий, латинский и русский языки. В 1765 году открыты дополнительные классы по обучению французскому и немецкому языкам, музыке, математике, геометрии, рисования, инженерного дела, артиллерии, геодезии, рисования и строительства, в 1795 году введены в программу физика и естествознание, а в начале XIX века ещё и сельское хозяйство и медицину.

    С 1740 годов на некоторое время за учреждением закрепилось название «академия». В 1768 при коллегиуме начали действовать дополнительные классы, образовательная программа которых была ориентирована на светские нужды. В них преподавали немецкий и французский языки, математику, инженерное дело, живопись, музыку, архитектуру и так далее.

    С начале XIX века с открытием Харьковского университета (1805) ученики коллегиума слушали естественные (ботанику и физику) и медицинские университетские курсы. Коллегиум имел большую библиотеку. В библиотеку вошло книжное собрание Стефана Яворского, перевезённое из Нежинского Благовещенского монастыря. В коллегиуме был создан первый в Харькове церковный хор. Число учащихся в коллегиуме колебалось от 400 до 600.

    С образованием Харьковского университета, первыми слушателями которого были ученики Xарьковского коллегиума, учреждение начало терять своё значение. В 1817 году комиссия духовных училищ при Священном синоде преобразовала коллегиум в семинарию третьего класса. Из уважения к памяти благотворителей коллегиума князей Голицыных за училищем было сохранено прежнее название, утраченное в 1841 году. Глубинная причина, лежавшая в основе этого преобразования, объяснялась невозможностью и отсутствием необходимости нести бремя главного центра просвещения Слободской Украины, что неизбежно превращало коллегиум в специальную школу духовного сословия. Роль, которую сыграл коллегиум в деле просвещения и распространения знаний, неоценимо высока.

    Балаклиец Анатолий: персональный сайт © 2008 -


    Flag Counter
    МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов Яндекс.Метрика