Get Adobe Flash player
    Краеведение

    Трехсвятительский храм



    Трёхсвятительский храм назван в память о высоко почитаемых на Слобожанщине отцах православной церкви: Василии Великом, Григории Богослове и Иоанне Златоусте, каждый из которых канонизирован как Вселенский учитель. Вероятно, на выбор названия храма повлиял тот факт, что один из инициаторов создания этой церкви, Григорий Гольберг, имел братьев Ивана и Василия, т.е. имена трёх братьев совпали с именами трёх святителей. В память о Григории Осиповиче Гольберге, отдавшем много сил и средств на возведение храма, позднее харьковчане стихийно присвоили Трёхсвятительской церкви ещё и второе название - Гольберговская.

    Участок для строительства храма имел площадь 750 кв. саженей (0,34 га) . Строительный комитет рассмотрел несколько вариантов проектов храма и остановился на проекте, предложенном многоопытным и авторитетным харьковским зодчим — профессором Технологического института М.И.Ловцовым.

    Предложенное М.И.Ловцовым решение, не вступая в противоречие с каноническими требованиями к церковным зданиям, содержало новаторские идеи.

    Одним из наиболее существенных нововведений было появление в конструкции перекрытия центрального объема церкви двух взаимно пересекающихся пар параллельных арок, весьма напоминающих железобетонные, - редчайший прием в традиционном культовом зодчестве, обусловленный дальнейшим развитием архитектуры на рубеже XIX и XX веков.

    В качестве прообраза было взято объёмно-планировочное и конструктивное решение Успенской церкви, возведенной на Петербургском подворье Киево-Печерской лавры.


    Храм во имя Успения Божией Матери на церковном подворье Киево-Печерской лавры в Санкт-Петербурге

    Киево-Печерское подворье было построено по проекту выдающегося архитектора Василия Антоновича Косякова. В 1885 году совершилась торжественная закладка храма во имя Успения Божией Матери и Печерских чудотворцев Антония и Феодосия. Все строительные работы были завершены в 1900 г. На берегах Невы было выстроено единое сооружение из четырех сомкнутых квадратом зданий, над которыми доминировала Успенская церковь. Её окружали двухэтажные здания Митрополичьих покоев и флигелей, в которых находились кельи монахов, а также служебные и хозяйственные помещения.

    Это место на берегу Большой Невы исторически всегда принадлежало церковным подворьям. С 1721 по 1766 годы здесь находилось подворье Троице-Сергиева монастыря, с 1766 по 1875 годы - подворье Псковского архиерейского дома и с 1875 по 1933 годы - подворье Киево-Печерской лавры. В 1933 г. подворье было закрыто, а монахи арестованы. Долгие годы здание церкви использовалось в качестве склада. В 1956 году в здании церкви начали строить первый в Ленинграде крытый каток. Открылся он в 1961 году. Именно тогда фрески на стенах побелили, а позже закрасили масляной краской. В 1991 г. здание храма было возвращено церкви и передано подворью Введенской Козельской Оптиной мужской пустыни.

    Церковь Успения Пресвятой Богородицы при подворье Козельской Свято-Введенской Оптиной пустыни в Санкт-Петербуре

    Закладка Трёхсвятительского храма состоялась 2 сентября 1906 года. М.И.Ловцов, тогда уже тяжело больной, не смог принять участия в торжестве. Его жизнь оборвалась 29 ноября 1907 года, когда на строительной площадке велись земляные работы. Закладка осуществлялась уже под руководством нового епархиального архитектора Владимира Николаевича Покровского.

    Разносторонне творчески одарённый, с высоким художественным вкусом, обладавший широкими знаниями и опытом, В.Н.Покровский по натуре был новатором. Но в то же время он проявлял исключительно бережное отношение к замыслам своих предшественников, прилагая максимум усилий к их наилучшему воплощению в жизнь.

    Полковая церковь Михаила Архангела в Варшаве

    В ходе восьмилетних работ по строительству Трёхсвятительского храма В. Н. Покровский лично разрабатывал рабочие чертежи и шаблоны и наблюдал за ходом работ.

    Проект М.И.Ловцова не сохранился до нашего времени, но, судя по ряду факторов, Покровский не ограничился только наблюдением за выполнением проекта в натуре. В ходе строительства он внес в него весьма существенные изменения. Во всяком случае, окончательный вариант Трехсвятительской церкви во многом напоминает полковую церковь Михаила Архангела в Варшаве, построенную по проекту Покровского.

    Для исполнения росписей храма был приглашен талантливый петербургский живописец Алексей Яковлевич Соколов - воспитанник Академии художеств, ученик И. Е. Репина и В. А. Серова. Труд по росписи храма Трёх Святителей А.Я.Соколов выполнял на протяжении двух лет, добившись при этом выдающихся художественных результатов.

    Росписи храма Трёх Святителей в Харькове, выполненные А.Я.Соколовым

    Оригинальный иконостас храма был изготовлен в Италии по чертежам В. Н. Покровского.

    Иконостас храма Трёх Святителей в Харькове. Автор фото Антон Залога.

    Особую художественную ценность Трёхсвятительской церкви придают уникальные интерьеры, которые с момента освящения храма и до настоящего времени вызывают заслуженное восхищение.

    Храм Трёх Святителей в Харькове. Автор фото Антон Залога.

    Приведём отзыв современника, относящийся к 1915 году: "Внутри он (храм) весь открыт, и в этом его особенность и прелесть. Весьма нарядный и изящный снаружи, он ещё прекраснее внутри... Художник Соколов украсил храм чудной стенной и иконостасной живописью. Художник хорошо изучил древнерусскую и византийскую иконопись и понял её основную идею. Он дал здесь не копии старинных росписей, а художественное воспроизведение их. Само расположение росписей на стенах храма и икон в иконостасе правильно продумано и согласовано. ...По художественной росписи этот храм единственный и самый лучший в Харькове".

    Общая сумма затрат на все работы составила 200 тысяч рублей в ценах того времени. Площадь нового храма позволяла разместить в нём во время службы до 650 человек. Торжественный акт освящения Трёхсвятительского храма, строительство которого было в основном завершено в конце 1914 года, состоялся 29 мая 1915 года.

    После революции 1917 года Трёхсвятительскую церковь в 1923 году превратили в склад, куда свозили церковное имущество из закрытых храмов. Но уже в 1925 году церковь удалось открыть вновь. В короткое время она завоевала большую популярность у харьковчан, превзойдя по числу прихожан городской и кафедральный соборы. Сохранившиеся архивные документы о деятельности Церковного совета Трёхсвятительского храма заканчиваются 1929 годом, но известно, что церковь продолжала действовать до предвоенных лет. Служба в ней, возобновившаяся в 1941 году, продолжалась и во время Великой Отечественной войны, когда Харьков был оккупирован немецко-фашисткими захватчиками. Официальная регистрация храма состоялась в 1944 году. С тех пор и по нынешнее время проведение богослужений в храме не прекращалось.

    В истории Трехсвятительской церкви прослеживаются некоторые аналогии с историей другого храма харьковского края, позволяющие говорить о связи архитектурного зодчества Харькова и Санкт-Петербурга в конце XIX - начале XX века. Речь идет о храме Христа Спасителя, воздвигнутого в память о спасении семьи Алексадра III во время крушения императорского поезда в 1888 году. Это был один из трех существовавших в Российской империи храмов Христа Спасителя - еще два были в Москве и Санкт-Петербурге. Проект величественного монументального храма, построенного в Спасовом Скиту под Борками по проекту академика архитектуры Марфельда, был положен в основу проекта церкви Богоявления на Гутуевском острове в Санкт-Петербурге. Через четверть века история повторилась, но только теперь уже харьковская Трехсвятительская церковь проектировалась на основе успешно найденных оригинальных планировочных решений Успенской церкви, возведенной на Петербургском подворье Киево-Печерской лавры. В дальнейшей бурной истории XX века описываемые аналогии также продолжаются - судьбы взятых за основу храмов сложились более драматично, чем их последователей. В 1934 году Успенская церковь - прообраз Трехсвятительской - была закрыта и превращена в склад Ленинградского военного порта, а в 1961 году в ней открылся крытый каток. Внутренне убранство церкви, в создании настенной росписи которой участвовал Виктор Васнецов, было уничтожено. Храм Христа Спасителя под Борками вообще не сохранился до наших дней. Мы можем иметь представление о нем по сохранившимся фотографиям и по облику в некоторой степени повторяющей его внешний вид церкви Богоявления на Гутуевском острове в Санкт-Петербурге, которая, практически разрушенная к концу XX века, в настоящее время восстановлена, в ней проводятся регулярные богослужения. В Трехсвятительском храме в Харькове не только сохранено первоначально выполненное внутреннее убранство, но и не было такого длительного периода прекращения богослужений, как в других упомянутых храмах.

    Имена архитектора В. Н. Покровского и художника А.Я.Соколова запечатлены на памятной доске, установленной на западной стене в зале Трехсвятительского храма.

    Источники: 

    eparchia.kharkov.ua: Трехсвятительский храм

    pravoslavie.ua: Трехсвятительский храм

    sobory.ru: Харьков, Церковь Трех Святителей

    shukach.com: Трехсвятительский ("Гольберговский") храм

    2010.orthodoxy.org.ua: Три святителя на харьковской Заиковке

    spb.optina.ru: Санкт-Петербургское подворье монастыря Оптина пустынь

    retro-piter.livejournal.com: Подворье Оптиной пустыни на Васильевском Острове

    etoretro.ru: Вид на Подворье Киево-Печерской Лавры

    rasfokus.ru: Монастырьское подворье Оптина пустынь

    rasfokus.ru: Сергей Исаенко. Город, виды.




    Овеянный легендами...
    Зеленина Е.

    Моя любимая церковь - Трехсвятительский храм, или в просторечии — «Гольберовская церковь», в которой есть особая краса и неповторимое своеобразие.

    В 80-е годы минувшего века от местных старожилов-прихожан храма, род которых издавна жил на Основянской улице (между Левадой и Заиковкой), мне довелось услышать одно любопытное и очень красивое устное предание.

    Жил-был еврей по фамилии Гольберг, жена и первенец которого скончались при родах. Горю его не было конца, он впал в депрессию и сам неизлечимо заболел. Изо дня в день его терпеливо выхаживала и молилась за его выздоровление юная служанка - православная украинка. Заботливый уход и просьбы, обращенные к Всевышнему, принесли свои благодатные плоды. Купец поправился и в честь своего чудесного избавления от недуга принял православную веру и обвенчался со своей спасительницей. И вот якобы от этого брака и родились у них пятеро сыновей, один другого краше.

    Что в этой красивой народной истории правда, а что - чистой воды романтический вымысел, судить не берусь, но доподлинно известно, что в числе купцов второй гильдии в Харькове на рубеже ХIХ-XX веков действительно состояло пять родных братьев, исповедовавших православную веру: Александр, Василий, Григорий, Дмитрий и Иван Гольберги, которые занимались торговлей железоскобяными товарами и красками.

    Трёхсвятительский храм назван в память о высокопочитаемых на Слобожанщине отцах православной церкви: Василии Великом, Григории Богослове и Иоанне Златоусте, каждый из которых канонизирован как Вселенский учитель.

    Надо полагать, не случайно при выборе названия храма имена трёх братьев Гольбергов совпали с именами трёх святителей.

    Контора «Товарищества братьев Гольберг» помещалась в доме, стоявшем на углу Торговой площади (ныне пл. Розы Люксембург) и Троицкого переулка (ныне ул. Ивана Дубового), а магазины - на Торговой площади, улицах Университетской и Екатеринославской (ныне ул. Полтавский шлях). Имелась также фабрика, открытая в 1896 году (ныне лакокрасочный завод «Красный химик»).

    Наиболее преуспел в делах Григорий Осипович Гольберг. И его с супругой Марией Семеновной причислили к купцам первой гильдии. Г. О. Гольберга избрали председателем Городского купеческого общества и членом Харьковского благотворительного общества.

    Мария Семеновна безвозмездно передала для постройки храма принадлежащий ей участок на Заиковской улице (750 кв. саженей = 0,34 га), а Григорий Осипович пожертвовал на его возведение 10 тысяч рублей и всячески содействовал строительству.

    Трехсвятительский храм проектировал замечательный харьковский зодчий М. И. Ловцов, но его закладка состоялась 2 сентября 1906 года уже без М. И. Ловцова. Тяжело больной архитектор не смог принять участия в торжестве. Работы продолжались под руководством нового епархиального архитектора Владимира Николаевича Покровского.

    Петербургский живописец Алексей Яковлевич Соколов (ученик И. Е. Репина и В. А. Серова) два года трудился над росписью храма Трёх Святителей.

    Хорошо изучивший древнерусскую и византийскую иконопись, художник добился потрясающих результатов.

    Оригинальный иконостас храма был изготовлен в Италии по чертежам В. Н. Покровского.

    Уникальность этой церкви еще и в том, что фасад украшен звёздами Давида, как символами Ветхого Завета, общего для иудейской и христианской религий.

    Выдающееся творение отечественных мастеров сохранилось доныне. Те же престарелые прихожане уверяли меня, что в брежневские времена, благодаря разрядке международной напряженности, поклониться творению своих предков приезжал сюда американский гражданин — внук Г. О Гольберга.


    Трехсвятительский ("Гольберговский") храм в Харькове
    Статья подготовлена В.Е.Новгородовым по материалам книги
    протоиерея И.Лизана, В.Е.Новгородова, А.Ю.Лейбфрейда, О.И.Денисенко
    "Трехсвятительская церковь в Харькове", - Харьков, 1999

    Источник: Журнал ''UNIVERSITATES. Наука и просвещение.'', №2, 2002 год

    Балаклиец Анатолий: персональный сайт © 2008 -


    Flag Counter
    МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов Яндекс.Метрика